Фамилия Маковский у многих на слуху – многие видели картины, подписанные этой фамилией. Но вот далеко не все знают, что таких художников было 5, и все они являются родственниками. А точнее, все происходили из одной замечательно талантливой семьи: основатель династии Егор Иванович Маковский, живописец и основатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, его дети Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Только младшая Мария стала певицей, все остальные были известны как замечательные художники.
Наиболее интересны Константин и Владимир Маковские, настоящие певцы русской жизни, как их называли. И хотя по стилю и тематическим предпочтениям они совсем разные, но у них было одно общее – любовь к русской истории и действительности. И самовар, как одно из характерных проявлений этой действительности, а также сцены чаепития, не могли не появиться на их полотнах.
Константин Егорович Маковский (1839-1915) был одним из самых популярных российских художников в конце XIX в. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и родовитые дворяне. Его картины участвовали в выставках Товарищества передвижников, Петербургского общества художников, а самого живописца в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи». В юности году Константин принял участие в знаменитом «бунте четырнадцати», когда он вместе с 13 лучшими учениками Академии художеств во время конкурса на большую золотую медаль отказался писать картину на заданную тему. Медаль давала право на оплачиваемую стажировку за границей. Так что Константин Маковский остался и без медали, и без диплома об окончании Академии. Это не помешало ему позже участвовать в академических выставках и самому стать академиком и преподавателем в этом же самом учебном заведении. Константин Маковский стал одним из первых членов Товарищества передвижников.
В 1860-х годах Константин много писал сцен из городской петербургской жизни. В 1869 г. он создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», за которое получил звание профессора Академии художеств. Критик Владимир Стасов писал о нем: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца…». Слева на картине одна из типичнейших сцен русских гуляний – парящий самовар и мужик, подливающий в него сырую воду на глазах у проголодавшегося мальчишки и жадно пьющего горячий чай уличного артиста; а вокруг шумит и празднует толпа горожан.
К. Е. Маковский был популярен как портретист и мастер исторических полотен. Он увлекался историей и коллекционированием, собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта, часть из них использовал в качестве реквизита для картин. Увлечение русской историей отразилось во многих картинах Маковского, например картина «Боярский свадебный пир», где масштабно изображено старорусское застолье и самобытные детали интерьера вместе со старинной русской утварью, или картина «За чаем» – изображение боярышни в костюме XVII в., с наслаждением пьющей чай из самовара и заедающей его кусками сахара. Не беда, что ни самовара, ни фарфоровой чашки в то время и быть не могло – ведь чаепитие из самовара к XIX в. стало прочной русской традицией, да и может быть это просто девушка в старинном костюме?!
Картина «Боярский свадебный пир» пользовалась небывалым успехом. В Петербурге она произвела сенсацию, холст, очень крупных размеров, был выставлен в 1883 г. отдельно на Большой Морской ул., в малом зале, при освещении керосиновых ламп с рефлекторами. Из-за этой картины Константин Маковский поссорился с Иваном Крамским, также членом Товарищества передвижников: художник отказался выставить ее на очередной выставке передвижников, в результате чего члены общества перестали с ним общаться.
Большое впечатление произвел «Пир» и за границей. Картина была показана в 1885 г. в Антверпене на Универсальной выставке и имела просто потрясающий успех. Европейские зрители были заворожены сценой русского пиршества, так живо, с тщательно прописанными деталями, показанной художником. Картина удостоилась Большой золотой медали выставки, а Маковский был награжден Орденом короля Леопольда. И, хотя на Западе Константин Егорович особой известностью не пользовался, однако при обсуждении наград почти все члены жюри, вместе с председателем Мейсонье, сошлись на его полотне.
Константину Егоровичу присуждена была высшая награда – большая золотая медаль и орден короля Леопольда. Картину хотел купить для своей галереи коллекционер Павел Третьяков. Однако Маковский попросил за него слишком много – 20 тысяч рублей. Третьяков решил, что это дорого, и отказался. В итоге художник продал свой «Боярский свадебный пир» американскому коллекционеру, который заплатил за картину в три раза больше. В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США.
А вот на картине «Алексеич» вместе с самоваром изображен реальный человек – слуга в доме Маковских, который служил еще деду художника. И если сам Алексеич – портрет старого слуги, то и натюрморт с самоваром – то, что подавали к чаю в доме художника.
В 1890-х Константин Маковский купил мастерскую в Париже и проводил там много времени вместе с семьей. В Россию он вернулся только в начале ХХ в.
В 1915 г. Константин Егорович стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований.
Умер он в Санкт-Петербурге, в результате несчастного случая: в его экипаж врезался трамвай. Художник получил тяжелую травму головы. Его доставили в частную лечебницу Кальмейера, где он скончался 17 сентября 1915 г.
И еще одна жанровая картина Константина Маковского – «Разговоры по хозяйству», мастерски показывающая сцену домашнего быта. Старая барыня поучают кухарку и дает ей какие-то поручения. Та с недовольным и усталым видом слушает хозяйку. Судя по обстановке, барыня знавала лучшие времена, но сейчас у нее одна единственная прислуга, как говорится «про все» – и обед приготовить, и подать, и убрать, и по лавкам пройтись. Через открытую дверь видна кухня с закипевшим самоваром, его сейчас подаст прислуга, а пока она с неохотой внимает словам хозяйки. Скрашивает жизнь бедной хлопотунье только полосатый кот, который трется у ее ног. Художник так ярко и точно выписал все детали обветшавшей гостиной и немудрёной сервировки стола, лица двух женщин и милую мордочку кота, что создается полный эффект присутствия при этой сцене.
Материал подготовила
Бритенкова Л.В., хранитель Музея самоваров и бульоток