Хотя имя самоварщика Николая Алексеевича Воронцова и не было столь популярным как братьев Баташевых или Шемариных, тем не менее, оно пользовалось уважением как среди покупателей, так и среди купеческого сообщества Тульской губернии. Среднее по объему производство в г. Туле (9 000 самоваров в год), солидная клиентура, немаленькая недвижимость в городе – но путь к такому процветанию был непростым.
Николай Алексеевич Воронцов происходил из духовного сословия. Его дед был сыном дьякона из с. Дедилово Богородицкого уезда.
Село Дедилово на р. Шиворонь является старейшим селением Тульской губернии. Основали его вятические племена, в древности оно называлось Дедославлем, упоминается в летописях под 1146 г. В 1553 г. здесь была построена дубовая крепость, Дедилов превратился в сторожевой пункт против татарских набегов и был населен стрельцами, казаками и пушкарями. В конце XVIII в. здесь еще сохранялись следы укреплений в виде тына, окружавшего город. Потеряв оборонное значение, Дедилов стал заниматься вооружением – с XVI в. здесь изготавливали пищали и холодное оружие. Впоследствии в окрестностях Дедилова были открыты пласты каменного угля и железной руды, отличающейся значительною плотностью и хорошими качествами. Разработка их продолжалась до конца XIX в. В 1708 г. Дедилов, как уездный город, вошел в состав Тульской провинции Московской губернии. С таким значением он существовал до 1777 г., когда центром уезда стал Богородицк. Дедилов сначала был оставлен безуездным, а в 1797 г. обращен в казенную волость с причислением к Богородицкому уезду. В середине XVIII в. в с. Дедилово было 9 церквей. Одна из них, Крестовоздвиженская (зимняя) и Фроловская (летняя) стояла на берегу Белого озера. Церковь была деревянной, имела небольшой приход (15 дворов в 1750 г.) и после 1782 г. была упразднена.
Что сталось с Федосеем – неизвестно, но в ревизии 1795 г. уже по г. Туле значится большая группа выходцев из с. Дедилова, все сплошь бывшие церковнослужители дедиловских церквей: Николаевской (Никольской), Вознесенской, Тихоновской, Архангельской, Крестовоздвиженской и Параскевиевской. Среди них вписан и Матвей Степанов сын, уже с фамилий Воронцов. (С такой же фамилией в этой группе есть еще один бывший церковник – сын настоятеля николаевской церкви Иван Михайлов с женой и сыном Степаном. Оба Воронцовых станут в будущем прихожанами Владимиро-Завальской церкви, и возможно, будут поддерживать отношения как земляки и однофамильцы).
Матвей успел не только переселиться в город, но и жениться на дочери тульского оружейника Авдотье Алексеевне, 17 лет. В это время он числился пока вне определенного прихода, семья скорее всего жила в наемных комнатах и переезжала с места на место. Даже через 15 лет в сказке 6-й ревизии 1812 г. он все еще вне определенного прихода.
В 1803 г. у Матвея родился сын Алексей, в 1813 г. – дочь Пелагея. Некоторые свидетельства о материальном состоянии семьи можно получить из дела, открытого Тульским городовым магистратом в 1806 г. Оказывается, Матвей задолжал девице Пелагее, дочери тульского мещанина Ивана Кучина целых 55 рублей. Заплатить не смог из-за отсутствия средств, но долга не отрицал и заплатить обещал («по исправности»). В обеспечении своих слов предоставил залог: два деревянных строения, общей стоимостью превышающих задолженность. И здесь упоминается впервые адрес проживания – Градская часть близ кладбищенской церкви, то есть Всесвятской церкви. В-общем, окраина города.
А вот брак Николая Алексеевича Воронцова очень интересен, но о нем в следующем очерке…
Материал подготовила Бритенкова Л.В., хранитель Музея самоваров и бульоток