XIX век по праву можно назвать эрой керосина. В то время продукты нефтепереработки особой популярностью не пользовались, и даже бензин порой сливали в ямы из-за ненужности. Но вот керосин лидировал по использованию для освещения домов.
Керосин – это горючая фракция нефти, которая получается в процессе перегона или ректификации черного золота. Он применяется в различных сферах легкой и тяжелой промышленности: авиации, производстве стеклянных изделий и даже в качестве приманки для рыбы. Люди и сейчас используют керосин, но не все знают историю этого распространенного продукта, который, по большому счету, является частью нашего прошлого, а может быть и будущего.
О возможности выделения из нефти путем перегонки светлой жидкости – керосинa – сообщал еще петербургский врач И. Я. Лерхе, находившийся в командировке в Баку в 1732-1735 годах. А первое производство керосина было налажено Федором Прядуновым в 1745 году на Ухтинском нефтяном месторождении. Однако в то время этот промысел практического значения не имел.

Буровые вышки на Апшеронском полуострове. Фото нач. ХХ в.
Но только в XIX веке появилась потребность в продуктах перегонки нефти. Новый период истории керосина начался, когда руками русских умельцев был создан нефтеперегонный аппарат. В 1823 году крестьянин графини Паниной Василий Дубинин основал на Кавказе первый нефтеперерабатывающий завод, который был, конечно, построен весьма примитивно, но все же являлся первым в истории промышленным предприятием такого рода.
Завод Дубинина, а вслед за ним аналогичное предприятие инженера Воскобойникова, построенное в 1830 году в окрестностях Баку, выпускал остродефицитный по тем временам керосин. Дело это казалось сверхприбыльным. Пуд нефти обходился первым нефтепромышленникам в 30-40 копеек, а пуд керосина, получавшийся из трех пудов нефти, продавался в Центральной России по 40 рублей. Однако бесконечная война с кавказскими горцами и отсутствие железных дорог делали доставку продукции в метрополию и завоз всего необходимого в Баку делом весьма проблематичным и дорогим, и потому желающих развивать этот вид промышленности долгое время не находилось.
Новый толчок к совершенствованию производства керосина произошел в 1853 году, когда львовским аптекарем Игнатием Лукасевичем была изобретена керосиновая лампа. Простое ее устройство, дешевизна, яркий и ровный свет, удобство обращения вызвали большой спрос на керосин.
В 1852 г. в аптечной лаборатории Лукасевич с ассистентом проводил опыты по дистилляции нефти. В 1853 г. ему удалось путем метода фракционной дистилляции сырой нефти получить керосин. Лукасевич модернизировал конструкцию масляной лампы, чтобы она работала на керосине, в результате чего первая «керосинка» осветила фойе его аптеки. Тогда же при свете керосиновой лампы во Львове впервые в мире сделали операцию ночью: нужно было срочно удалить аппендикс.

Керосиновая печь «Примус». Нач. ХХ в.
Керосиновая лампа быстро перекочевала в дома горожан, а вскоре затем начала появляться и в деревне. Ее использовали в уличных фонарях, в цехах мануфактур и заводов и во всех общественных местах. Керосиновое освещение по сравнению со стеариновами свечами было дешевле в 20 раз. Керосиновая лампа, получавшая с каждым днем все большее и большее распространение, повлекла за собой всемерное стремление к производству из нефти керосина.
В 1859 году купец В. А. Кокарев приступил к строительству на Апшеронском полуострове крупного для того времени нефтеперегонного завода. Очистка нефти и производство из нее осветительных масел шло методами, позволяющими добывать керосин в больших количествах. Вскоре Кокорев и Губонин создали Бакинское нефтяное общество, которое специализировалась на добыче, переработке, транспортировке и реализации нефти. До 1917 Россия была ведущим мировым экспортером нефтепродуктов.

Самовар керосиновый
Ф-ка Б. Г. Тейле и сыновья. Тула, начало 20 в. Из коллекции М.М. Борщева
Но керосин шел не только на освещение – его использовали и для приготовления пищи. Даже в 1950-х годах в Москве на многих кухнях еду готовили на «керосинках», за которым ходили с бидонами в керосиновые лавки. В начале XX века тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. Керосиновую горелку для самовара изобрел еще сам Рейнгольд Тейле и оформил на нее патент (привилегия № 3303\1866). В рекламном проспекте фабрики об этих изделиях говорилось, что они «…нисколько не коптят, не производят угара и кипят довольно скоро. Ставить их можно в комнате… Просим заказывать эти самовары по возможности заблаговременно, так как на изготовление их фабрикой требуется более долгий срок».
Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Обычно такие самовары выпускались в форме банки или рюмки, емкостью от 10 до 30 стаканов (стакан, то есть 200 миллилитров – обычная мера объема, принятая в самоварном производстве). Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.

Самовар керосиновый с лампой. Ф-ка В.И. Полосатова. Тула, 1920-е гг. Из коллекции М.М. Борщева
Уже после революции в годы НЭПа частный владелец небольшой фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный тубус-удлинитель. Таки образом, «легким движением руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.
В XIX веке из продуктов перегонки нефти использовали только керосин, а получавшийся бензин и другие нефтепродукты имели крайне ограниченное применение. Например, бензин применялся в аптекарских и ветеринарных целях, а также в качестве бытового растворителя, и поэтому большие его запасы нефтепромышленники попросту выжигали в ямах или сливали в водоёмы. Но в 1911 г. керосин навсегда уступил бензину своё лидирующее положение на мировом рынке нефтепродуктов из-за распространения двигателей внутреннего сгорания и электрического освещения. Вновь значение керосина начало возрастать только с 1950-х, ввиду развития реактивной и турбовинтовой авиации (авиакеросин), для которой именно этот вид нефтепродуктов оказался практически идеальным топливом.