Знаменитая российская фирма Фаберже была основана в 1842 г. французом по происхождению Густавом Фаберже. Его предки жили в Пикардии на севере Франции и были гугенотами. Оригинальная фамилия семьи была Фаври. После отмены Нантского эдикта в 1685 г., который давал защиту гугенотам, семья вынуждена была покинуть Францию и переехать Пруссию, затем в Ливонию, ставшей в XVIII в. часть. Российской империи. Постепенно фамилия семьи менялась: Фаври, Фабри, Фабриер. В 1800 г. ремесленник по имени Пьер Фаври поселился в г. Пярну. В 1814 г. у него родился сын Густав Фабриер. К 1825 г. фамилия стала звучать «Фаберже». В 1830-х гг. Густав Фаберже переехал в г. Санкт-Петербург, где учился ювелирному мастерству у Андреаса Фердинанда Шпигеля. В 1841 г. Густав получил звание мастера-ювелира.
В 1842 г. он женился на дочери датского художника Шарлотте Юнгштедт. В 1846 г. в семье появился старший сын Питер Карл Фаберже, более известный как Карл Фаберже. В начале 1860-х гг. семья Фаберже жила в Саксонии, в г. Дрездене, где Карл продолжил свое образование. Он прошел курс обучения в Дрезденской школе искусств и ремесел и был постоянным посетителем музея «Grünes Gewölbe (Зеленые своды)», основанного курфюрстом Августом Сильным в 1723 г. В Дрездене в 1862 г. родился второй сын Фаберже – Агафон (Агатон).
В 1864 г. Карл Фаберже отправился в большое турне по Европе: он учился у известных ювелиров Германии, Франции и Англии, посещал курсы в Коммерческом колледже Шлосса в г. Париже, осматривал коллекции ведущих музеев Европы/
После возвращения в г. С.-Петербург в 1866 г. Карл женился на Августе-Юлии Якобс. В семье было 4 сыновей: Евгений (1874-1960). Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), все впоследствии стали ювелирами и вошли в дело отца.
Наставником и учителем Карла в нелегком ювелирном искусстве стал также главный помощник Густава Фаберже Хискиас Пендин (1823-1881), финн по происхождению, золотых и серебряных дел мастер. Карл Фаберже занимался не только работой по исполнению заказов в фирме отца, он изучал старинные техники и приемы, работал по реставрации шедевров Эрмитажа.
В 1870 г. Карл возглавил фирму отца, куда в 1882 г. вступил его младший брат Агафон, талантливый дизайнер. После участия Карла в реставрации музейных сокровищ Эрмитажа, его пригласили к участию во Всероссийской выставке в Москве 1885 г. Одно из произведений Фаберже, представленных на выставке, было точной копией золотого браслета 4 века до н. э. из так называемого «Скифского клада». Император Александр III, увидев его, заявил, что не может отличить работу Фаберже от оригинала. По его распоряжению работы фирмы Фаберже были выставлены в Эрмитаже как образцы превосходного современного русского ювелирного искусства. В том же году Карлу Фаберже был присвоен титул «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Вскоре Карл Фаберже стал официальным поставщиком королей Швеции и Норвегии, а также Сиама.
В 1880-1890-х гг. изделия фирмы выставлялись на различных российских и международных выставках, после участия во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. Карл Фаберже стал обладателем права выставлять на своих изделиях и ярлыках Большой герб – Государственный герб Российской империи.
Дом Фаберже начал быстро расширяться, и количество поступающих заказов было столь велико, что в интересах фирмы были основаны самостоятельные мастерские, имеющие полную независимость и обязанные работать на Фаберже по его эскизам. Такой первой ювелирной мастерской была мастерская Вильгельма Реймера, который сотрудничал еще с Густавом Фаберже.

Яйцо пасхальное «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Мастерские Фаберже находились в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Одессе, их возглавляли такие мастера как Михаил Перхин, Эрик Коллин, Хенрик Вигстрём, Август Хольмстрем, Юлиус Раппопорт, Альфред Тилеман, Август Хольминг и др. Эти мастера имели собственное клеймо, которое проставлялось на изделиях наряду с клеймом Фаберже. Кроме мастеров славу Фаберже создавали и художники, которых Фаберже возглавлял сам. Фирма прибегала к помощи знаменитых живописцев, таких как, например, Александр Николаевич Бенуа и Валентин Александрович Серов, но был и свой штат, в котором долгое время известностью пользовался шведский рисовальщик Франсуа Бирбаум. В фирме также трудился целый ряд модельеров, создававших восковые модели будущих произведений. У Фаберже работали и художники-миниатюристы, самыми знаменитыми из которых считался Василий Иванович Зуев (1870-1941) и Иоганн Зенграф (1857-1908).
Дом Фаберже получил международные награды и стал крупнейшей в России ювелирной фирмой, в которой работало около 500 мастеров и дизайнеров. В начале XX в. штаб-квартира Дома Фаберже переехала в специально построенное четырехэтажное здание на ул. Большой Морской.
Своим успехом фирма была обязана и мастерам-эмальерам, которыми руководил Николай Александрович Петров, неустанно разрабатывавший все новые цвета и виды эмалей. В работах Дома Фаберже применялось свыше 500 оттенков эмали, столько не знало эмальерное дело ни до, ни после.
Для камнерезных работ Карл Фаберже активно привлекал к сотрудничеству мастеров Петергофской гранильной фабрики, екатеринбургских кустарей, немецких мастеров.
В 1914 г. фирма Фаберже приобрела фабрику Карла Верфеля, выполнявшую заказы Фаберже с 1908 г. В мастерских фирмы на Большой Морской улице работали самые квалифицированные граверы, чеканщики, закрепщики, токари, гильошеры, шлифовальщики. Более 20 человек занималось только изготовлением упаковок для украшений.
Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн. Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами. Значительные произведения, такие как, например, как императорские пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.
Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы. Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца.
Одна из самых знаменитых мастеров в истории Дома Фаберже – Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903), который пришел в фирму в 26-летнем возрасте и работал в ней до самой смерти. Один из лучших ювелиров фирмы Карла Фаберже, родился в 1860 г. в крестьянской семье, проживавшей Олонецкой губ. В 1878-1879 гг. после смерти отца, Перхин уехал в г. Санкт-Петербург, где поступил в обучение к ювелиру Владимиру Финникову. В 1886 г. Михаил Евлампиевич получил звание мастера, право на личное клеймо «М. П.» (Михаил Перхин) и был приглашён Карлом Фаберже на работу в его ювелирную фирму, где в течение последующих лет являлся главным мастером-ювелиром. К концу 1890-х годов в мастерской Перхина работало более 50-ти человек, которые выполняли чеканные и гравёрные работы по золоту и серебру, выпускали дорогостоящие ювелирные украшения и подарки: кольца, серьги, табакерки, заколки, шкатулки, портсигары и многое другое. Всего в мастерской Перхина было выполнено не менее 20 тысяч ювелирных изделий.

Сервиз кофейный с бульоткой «Неоклассик». Фирма К. Фаберже, мастер А. Вякевы. 1908 г. Из коллекции М. М. Борщева в Музее самоваров и бульоток
Фаберже очень хорошо платил своим людям, но рабочий день, даже по меркам того времени был очень долгим: каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Сверхурочная работа поощрялась и щедро оплачивалась. Так как число клиентов было огромным, фирма была вынуждена иметь постоянно готовые вещи для продажи. Число изделий, вышедших из мастерской Фаберже, по приблизительным подсчетам составляет примерно 120 тыс. – подобные цифры характерны для массового производства, но при этом, каждая вещь, создаваемая в фирме, была уникальна.
Другим петербургским серебряником, с которым работал Фаберже, был финн Стефан Вякевы или Вякева (1833-1910), родившийся в пос. Сяккиярве (после 1948 г. – пос. Кондратьево Ленинградской обл.) и 10-летним мальчиком приехавший в Петербург. Став мастером гильдии серебряных дел мастеров (1856), он открыл свою мастерскую. С конца 1870-х годов стал сотрудничать с фирмой Фаберже, выпускал столовое серебро. Стефан Вякевы работал до 1898 г., когда был избран депутатом для осмотра торгово-промышленных заведений. Сыновья Стефана Александр и Константин-Симеон пошли по стопам отца, помогая ему ещё при жизни в его мастерской, и продолжили семейное дело после его смерти.
Стефан Вякевы, а в последствие и Александр Вякевы (1870-1957) имели собственную мастерскую на 5-й Рождественской улице в г. С.-Петербурге. Александр возглавил мастерскую после смерти отца, а Константин-Симеон (1867-1902), работал в мастерской вместе с отцом и братом. Дочь Ольга-Мария, вышла замуж за петербургского серебряных дел мастера Адама Херттуайнена, также поставлявшего некоторые изделия фирме Фаберже.
Дом Фаберже был национализирован большевиками в 1918 г. Всем членам семьи удалось выбраться за границу. Карл Фаберже умер в г. Лозанне (Швейцария) 24 сентября 1920 г.
В коллекции музея самоваров и бульоток есть превосходна работа мастера Дома Фаберже Александра Вякевы в античном классическом стиле – роскошный серебряный кофейный сервиз с бульоткой. Все предметы декорированы бордюрами из листьев аканта, внутренние поверхности позолочены, а ручки на бульотке и кофейнике изготовлены из слоновой кости.