Давайте окинем мысленным взором всю долгую историю существования самоварного производства в России (период около 270 лет)
и выберем самое главное, что поможет установить родословную любого водогрея.

Первые самовары

Первые самовары появились в конце 1730-х годов на Урале. В Туле, ставшей «самоварной столицей» России, самовары начали изготавливать с 1778 года.

Устройство самовара жарового, то есть работающего на древесном топливе, сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней. Менялось только художественное оформление деталей.

Изначально самовар был предназначен для кипячения воды к чаю.  Поэтому все его части  приспособлены для выполнения этой задачи: корпус (туда наливают воду); внутренняя труба-жаровня для древесного топлива; решетка в нижней части трубы, на которой лежат древесные угли и через которую просыпается зола;  крышка, которая закрывает корпус и не дает воде выкипать; ручки, за которые самовар переносят в нужное место; шейка с отверстиями  поддувала, через которые воздух поступает к горящему топливу; поддон с ножками, позволяющие всей конструкции стоять на столе или табурете; конфорка, на которую устанавливают заварочный чайник после того, как вода в самоваре закипит; крышка-заглушка, с помощью которой останавливают процесс горения. К жаровому самовару прилагалась вытяжная труба, по диаметру совпадающая с диаметром трубы-жаровни. Длина вытяжной трубы роли не играла, главное, чтобы она доставала до отдушины в печи, через которую дым выводили наружу.

Сбитенник

КБ 273
Производитель: неизвестен
Место изготовления: Российская империя (возможно)
Время изготовления: 1-я половина ХIХ в.

Впоследствии появились разновидности самовара, предназначенные для варки пищи (поэтому могли быть без крана и конфорки),  для варки кофе (добавлялась рамка для мешочка с кофейными зернами),  для приготовления чая в дорожных условиях (со съемными ножками), для трактиров (больших размеров), для уличной торговли (с перекидной как у ведра ручкой).

Своеобразной переходной моделью между самоваром и чайником был сбитенник – чайник с внутренней трубой-жаровней для торговли на улице сбитня. Появился он позже самовара, так как сварить сбитень можно и в котле, но вот торговать на улице именно горячим сбитнем (а пили его только горячим) гораздо удобнее из подобного сбитенника.

Самовар был частью городской культуры, в селах и деревнях он появился во второй половине  XIX века, как  и чай, напиток достаточно дорогой  даже в начале того же  столетия;  прежде всего самовар  был частью дворянского быта. Изменения в оформлении самоварного корпуса и деталей соответствовали модным направлениям именно в этой среде.

Материалом для самоварного производства служила медь (в более ранний период), латунь, латунь никелированная (с 1880-х годов), накладное серебро и сплавы серебра и меди (Варшава, Петербург), сплав «белый металл» ( медь и цветные металлы). Чаще всего использовали латунь и латунь никелированную. По своим физическим свойствам и из-за относительно низкой теплопроводности этот металл был наиболее удобен для производства самоваров.

Как правило, самовар изготавливали из однородного материала, и только в редких случаях, в целях декоративности могли использовать другой металл, например, накладное серебро по медной основе.

Клейма и медали

Определить время создания самовара можно, опираясь на клейма и зная время работы той или иной фабрики. Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру с внутренней стороны. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение, фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих правил для клейм не было. Поэтому одна и та же фабрика выпускала самовары с клеймом, например, «Братья Василий, Александр и Павел Баташевы» или «Василий Баташев с братьями в Туле», то есть надпись клейма варьировалась. Мелкие производители могли использовать чужую фамилию и выступать как «преемники».  Многие фабриканты размещали оттиски медалей, полученных на выставках, на которых также указывалась дата проведения такой выставки.  Право на медали переходило к наследникам, если таковые были, поэтому фабрика, работавшая позже, могла использовать награды, полученные другим фабрикантом, основателем заведения, в более ранний период.  Подделка медалей преследовалась по закону, поэтому безопасней было использовать имитацию медали с малоразличимыми надписями, или проставить оттиски одной и той же награды несколько раз, надеясь, что кто-то неискушенный примет это за многообразие наград.

Самоварные фабрики

Центрами самоварной промышленности в России была прежде всего Тула и ее окрестности (в уездах кустари выполняли по заказам фабрикантов очень простые по форме детали, не требующие высокого мастерства, сборка самовара шла  чаще всего на самой фабрике, сделавшей заказ на определенного размера и формы детали), Москва, Петербург, Варшава, Урал  и некоторые города центральных российских губерний.

Количество фабрик в Туле в различные периоды менялось, в середине XIX, например, число их достигало 50. Каждый год происходили изменения: какие-то фабрики закрывались, появлялись новые, поэтому каждый год  в канцелярию тульских губернаторов подавались ведомости о состоянии самоварной промышленности, кто и сколько выпускает самоваров. К сожалению, в архивах таких материалов сохранилось далеко не в полном объеме, многое было утеряно.  Сведения о некоторых производителях были установлены только на основании косвенных данных.

Объемы производства фабрик также менялись, в зависимости от состояния самой фабрики, экономической ситуации в целом, от пожаров и других форс-мажорных обстоятельств.

Каждая фабрика выпускала несколько вариантов самоваров и самоварных фасонов, определить ассортимент каждой полностью невозможно. Во-первых в начальный период (до второй половины XIX века) фабрики не выпускали печатных прейскурантов с иллюстрациями, представляющими весь спектр выпускаемой продукции, составить же представление на основание дошедших до нас образцов самоваров нельзя из-за недостаточности данных. Во-вторых, многие небольшие заведение вообще никогда не издавали такую печатную продукцию – для них это было слишком дорого. По сохранившимся прейскурантам некоторых фабрик можно сделать вывод, что на этих фабриках выпускали все  известные к тому времени фасоны (вазы, рюмки, шары, яйцевидные).  Отличие самоваров различных фабрик было в деталях: П. Н. Фомин часто использовал гравировку для декорирования, у наследников В. С. Баташева  – оригинальные рельефные орнаменты типа «Рококо», «Ренессанс», у И. Ф. Капырзина – несколько вариантов самовара «Паук» (шар на трех высоких ножках), у братьев Шемариных – огромное количество вариантов самовара-рюмка. О других производителях ничего подобного сказать нельзя из-за отсутствия таких прейскурантов.

Размеры самоваров даже одного фасона у разных фабрикантов различались. Кустари, обслуживающие эти фабрики, изготавливали детали по заданным размерам, которые подходили только к определенному фасону определенной фабрики.  Сборка на фабрике происходила вручную. Сборщик работал индивидуально с каждой самоварной стенкой, подгоняя и прилаживая к ней все детали. Так, что даже самовары одного фасона и типа в размерах имели небольшие различия, ведь сборщик опирался только на свой глазомер и опыт.

Самовар и чаепитие

Популярность самовара была связана с популярностью чая в России, ставшего общеупотребимым напитком в середине XIX века, и его приспособленностью к приготовлению кипятка. Поставить самовар и приготовить необходимое количество кипятка можно было гораздо быстрее, чем растопить печь и накипятить такое же количество в чайнике. Теплопотери при кипячении воды в самоваре ничтожны, почти вся энергия, получаемая при сгорании дровяного топлива, используется на нагрев воды, так как нагревательный элемент находится внутри толщи воды. Соответственно, чем толще слой воды, окружающей трубу-жаровню, тем дольше закипает вода, поэтому при одинаковой высоте в самоварах более узких, например, самоварах-рюмках процесс закипания происходил быстрее, чем в самоварах-шарах или самоварах в форме чаши.

При кипячении в самоваре вода смягчается, осадки в виде накипи оседают на внутреннюю поверхность корпуса и на дно. При разливании воды слой с осадками остается на дне, не перемешиваясь с общей массой. Используя самовар, можно сразу уловить тот быстротечный момент начальной стадии закипания воды, когда следует заваривать чай, что немаловажно для качественной заварки. Тем самым, даже при невкусной, жесткой воде, которая единственно была доступна для  многих жителей городов (в колодцах или колонки водопровода),  можно было приготовить чай хорошего качества,  если воду кипятили в самоваре.

Самовар системы Епельбейма

В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны. Московская фабрика купцов Аленчикова и Зимина воспользовалась этим изобретением и получила привилегию на изготовление самовара, который бы нагревал воду, будучи установленным на плиту. Внутри этого самовара имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара. В такой самовар можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не испортив качества кипятка. Устройство, в самом деле, очень оригинальное. Массовым, всеми признанным самовар подобной конструкции не стал. Жаровой самовар не уступил конкуренту первенства из-за удобства и простоты использования, доступности и дешевизны обычного дровяного топлива.

Спиртовые самовары

В начале ХХ в. стали появляться самовары, работающие на другом виде топлива. К примеру, спиртовой самовар фирмы «Норблин и К°».  Внутри такого самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки, расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости топлива.

Керосиновые самовары

В начале XX в. тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.

Уже после революции в годы нэпа частный владелец небольшой тульской фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный тубус-удлинитель. Таким образом, «легким движением руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.

Современное производство самоваров

Современное производство самоваров в России в основном сосредоточено в Туле. Это, прежде всего, электрические и комбинированные самовары завода «Штамп». Среди современных изделий наиболее яркими образцами являются подарочные наборы «Россия», «Метелица», «300 лет со дня основания С.-Петербурга», в которых старинные русские традиции обработки металла встречаются с новейшими современными технологиями.

0/5 (0 Reviews)