Самый яркий мастер бытового жанра – это художник Владимир Егорович Маковский (1846-1920), показавший быт и жизнь практически всех сословий России. В талантливой семье Маковских он был не единственным живописцем, а старший брат Константин снискал еще большую славу и признание современников, но именно Владимир показал все красоту и теплоту повседневной жизни России XIX столетия. Его творчество – своеобразный учебник истории, наполненный живописными рассказами о жизни людей всех слоев общества.
Художественный талант Владимира проявился рано, уже в 15 лет он создал картину «Мальчик, продающий квас» (1861), впоследствии украсившую стены Третьяковской галереи. В 1866 г. Владимир закончил Московское училище живописи и ваяния с серебряной медалью, затем учился в Петербургской академии живописи.
В 1969 г. В. Е. Маковский женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898), в семье появилось двое сыновей, и все они жили долгое время в доме тестя. Такая же большая и дружная семья изображены была Маковским впоследствии на картине «Деспот семьи. В мастерской художника», где Владимир изобразил некоего живописца за работой над эскизом иконы, а моделью для нее служит супруга с младенцем. Вокруг недовольно орущего ребенка толпятся другие домочадцы, и уже непонятно, кто, собственно, деспот – сам незадачливый художник или его маленький сын? А на столе красуется томпаковый самовар, ожидающий семейного чаепития.
Такой же сияющий медный красавец изображен на полотне «Поздравление», где художник с присущим ему юмором воспроизводит сценку вручения подарка – горшочка с медом (или вареньем). Как выразительны лица персонажей: самодовольное именинника и льстиво-угодливое дарительницы! Как точно выписаны детали комнаты: стол с праздничной камчатной скатертью, божница с образами и лампадой, портреты царствующих особ. Да и сам именинник – в парадном вицмундире с часами в жилетном кармане, цепочка которых нарочито выпущена наружу, но в бархатном шлафроке – видимо, нарядился к приему гостей, но ради раннего часа еще не снял халата. А тут и первая дарительница подоспела.
Талантливый живописец, пристально всматриваясь в окружающий мир, искренне сочувствовал людскому горю и слабостям, от души радовался их маленьким удачам.
В 1872 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок и был одним из наиболее деятельных его членов, участвовал почти во всех выставках; а с 1874 г. был избран членом правления. Дослужившись до высоких чинов и став профессором и ректором Высшего художественного училища при Академии Художеств, Маковскому по статусу полагалось носить мундир с белыми брюками. Но, по правилам Товарищества, художники не должны были надевать никаких знаков отличия, даже профессорского значка, чтобы соревнование и отличие было только в работе. Президент Академии великий князь Владимир Александрович как-то раз шутливо заметил Маковскому: «Вы уже, кажется «Ваше превосходительство», а почему не в белых штанах?» — «В сем виде, — ответил Владимир Егорович, — я бываю только в спальне, и то не всегда».
Чувство юмора прослеживалось во многих картинах В. Маковского, наполненных мелкими деталями и массой образов, которые наделялись соответствующим характером и мимикой. На картине «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик» за чайным столом с самоваром сошлись два спорщика. Повар, по-видимому, отстаивающий идеальные воззрения, является практиком. Он уверенно сидит на стуле, степенно пьет чай, и, скорее всего хозяин и инициатор чаепития. Гость, робко примостившийся на краешке стула, назван теоретиком, отстаивающим философию материализма. Комизм ситуации именно в позиции спорщиков: раздобревший идеалист и жалко выглядящий худой материалист. Спор философский, и остроту ему придают бутылки с наливками. Такое чаепитие называли «пить чай с адвокатцем», то есть с добавкой, развязывающей язык.
В 1873 г. за картину «Любители соловьев» В. Е. Маковский был произведен Академией художеств в академики. Картина была представлена на Всемирной выставке в г. Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике.
Идеи народничества и борьбы за правду были также не чужды творчеству Владимира Маковского. Вот картина «Вечернее общество» живописует сходку прогрессивной молодежи и студентов, их пылкие споры по поводу бедствий народных и способов их устранения. Все позы акцентированы и немного преувеличены, театральны, как, собственно и речи ораторов. На контрасте показаны задумчивые лица людей постарше, так сказать народников со стажем. Художник искренне пытался представить всю эту кампанию радетелей за счастье народное в романтическом свете. Но вот детали картины несколько снижают градус героичности: грязный замусоренный пол демонстрирует отношение к обыденному простому труду, а обильно уставленный чайный стол с пузатым самоваром – вполне неплохое материальное состояние. Главная героиня картины – восторженная курсистка, что-то горячо проповедующая и стоящая в картинной позе. Сразу вспоминается еще одна картина художника – «Приезд учительницы в деревню», где уже другая, но такая же наивная и восторженная девушка уныло сидит возле деревенской хаты за деревенским столом, накрытым по-крестьянски, без скатерти, с простой и грубой деревенской едой. За спиной у нее опять же стоит на земле самовар как символ простого приземленного быта, без всякого флера романтики и героизма.
С глубоким сочувствием художник писал сцены, связанные с жизнью простого народа. На картине «Наем прислуги» изображена обычная ситуация – крестьянская девушка пришла наниматься в дом отставного военного. Робкая и униженная фигура просительницы, самодовольные, грубые лица окружающих, бесцеремонно разглядывающие ее, предсказывают незавидную участь: бесконечная работа, вечные попреки, а то и побои от тяжелой руки хозяина. В небольшой жанровой картине – сколок жизни, настраивающий на грустные размышления.
В 1894 г. художник покинул родную Москву, где много лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и отправился в Петербург. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Почти до последних дней В.Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
В 1915 году Товарищество передвижных художественных выставок чествовало его как одного из самых старых и преданных своих членов. После февральской революции 1917 г. Маковского собирались даже сделать президентом Академии художеств. Но после октября всё резко изменилось: Академию закрыли, В. Маковского отправили на пенсию. Умер В. Е. Маковский 21 февраля 1920 г., похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Творческое наследие Владимира Маковского насчитывает более пятисот картин. Сам себя он шутливо называл «Немврод Плодовитов», подписываясь в рукописном юмористическом журнале, издаваемом им одно время вместе с композитором Сергеем Танеевым. Обладая редкой наблюдательностью, прекрасно изучив человеческие нравы и характеры, он с оставил нам настоящую панораму русской жизни XIX века, изобразив ее с поразительной точностью и добротой.