Автор: Людмила Бритенкова
Жанровая живопись всегда привлекает внимание, ведь это – художественное изображение сцен повседневной жизни и окружающей действительности. Жанровые сцены рисовались ещё в античности, что подтверждают фрески в Помпеях.
В истории русского изобразительного искусства жанровая живопись стала особенно популярна – художники научились постигать всю сложность и многообразие современного мира. В своих картинах они давали оценку историческим событиям, демонстрировали глубокое понимание человеческой психологии, умели отразить все противоречия внутренней жизни личности.
Наиболее интересные художники, работавшие в жанровой живописи 2-й половины XIX – начале XX вв., это – Маковские Владимир Егорович (1846-1920) и Константин Егорович (1839-1915), Неврев Николай Васильевич (1830-1904), Корзухин Алексей Иванович (1835-1894), Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901), Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) и многие другие. Очень часто на полотнах этих художниках появлялись сцены чаепития, причем чаепития в разных житейских обстоятельствах. И, конечно, на чайных столах обязательно красовался самовар – непременный атрибут русского чайного стола. Рассмотрим некоторые сюжеты русских живописцев, в картинах которых присутствовал самовар и другие детали быта.
Чаепитие и самовар – частые темы у художника Алексея Корзухина, который был настоящей легендой своего времени, одним из лучших русских жанровых живописцев, академиком Императорской Академии художеств, учредителем Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Превосходные его картины«В монастырской гостинице» и «Воскресный день» отражают веселую суету и беспорядок вокруг чайного стола, но в разных местах и обстоятельствах: в монастырской гостинице, где собрались совершенно разные люди – священнослужители и проезжающие гости-богомольцы – и пикник на природе большой дружной семьи. Быт на картинах прорисован до мелочей: здесь и разнообразные вещи и посуда, прекрасный фон (в гостинице сочные обои цвета бордо, на пикнике – окружающая летняя природа). От живых и приятных сюжетов веет семейным теплом, радостью и даже запахами обеда.
В творчестве Мясоедова Григория Григорьевича (1834-1911), выдающегося русского живописца, основателя Товарищества передвижных художественных выставок, автора замечательных пейзажей и жанровых картин, встречается не только самовар, но и его европейская кузина – бульотка (прибор для подачи чая и поддержания тепла). Бытовала бульотка в семействах дворянских, аристократических, поэтому на картине «У чужого счастья» или «Две судьбы», изображающей сценку из жизни молодых дворянок, на столе красуется именно бульотка. Картина была написана Мясоедовым во время его путешествия по Италии, именно там его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.
На картине изображены две молодые женщины с разными судьбами. Одна – молодая счастливая мать с младенцем, довольная семьей и семейным достатком, угощает чаем за столом с изящным убранством свою подругу или родственницу. Вторая любуется своей визави и невольно завидует ее благополучию. Картина как-бы разделена на две части: светлая половина, легкая и искрящаяся посвящена молодой матери, более темные тона отданы незадачливой подруге. Члены Товарищества передвижных выставок или Передвижники часто обращались к темам чаепития и обычных житейских событий. Чаепитие и самовар в сцене смотрин невесты, или чай во время процесса шитья приданого, или семейное чаепитие под присмотром сурового и вечно недовольного супруга и отца – казалось бы, что здесь интересного? Но мастерство художника даже эти обыденные сценки превращает в нечто увлекательное, причем самовар становится невольным свидетелем радостных или неприятных происшествий.
Авторы этих картин – Николай Неврев, Василий Бакшеев, Василий Максимов, Николай Загорский, все члены Товарищества, свое творчество посвятили в основном изображению народа, крестьянского быта и уклада, событиям истории России, а Бакшеев был к тому же превосходный пейзажист, но сцены домашней, бытовой жизни они не могли обойти своим вниманием.
А вот Василий Андреевич Голанский (1854-1904) твёрдо стоял на позициях академизма, несмотря на явный и громкий успех Товарищества передвижных выставок. Художник продолжал придерживаться канонов русской академической живописи, культивировать принципы соразмерности и красоты в искусстве, и также не обошёл тему чаепития в своем творчестве. На его картине «Письмо в Питер» изображена сцена написания письма уехавшему на заработки в большой город отцу семейства. Молодая крестьянка с дочерью обратилась за помощью к барыне, так как сама была неграмотной. И пока барыня усердно подбирает нужные слова и выражения, маленькая девочка с жадность рассматривает чайный стол, ведь на нем такие аппетитные яблоки и смородина, выставленные к чаепитию. Чай летом с фруктами и ягодами – было одно из самых приятных времяпровождений в российских семьях.
Материал подготовила
Бритенкова Л.В., хранитель Музея самоваров и бульоток