Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека.
Самовар и чаепитие – одна из самых любимых тем русских художников-жанристов XIX века, так как позволяла раскрыть в деталях обыденную сторону жизни россиянина. Житейские истории «вокруг самовара» можно найти на картинах таких известных русских мастеров как Маковского Константина Егоровича и его брата Владимира, Максимова В. М., Неврева Н. В., Корзухина А. И., Поленова В. Д. и др.
Отдал дань бытовой теме и художник-жанрист Попов Андрей Андреевич, туляк, имя которого оказалось незаслуженно забытым.
Андрей Попов был выходцем из тульской разночинной среды 2-й половины XIX в. Его отец был тульским мещанином, провинциальным живописцем. Своих сыновей Андрея (1832-1896) и Василия (1838-после 1902) он начал обучал искусству живописи с юных лет, причем дарование Андрея было более сильным. В 1846 году после окончания тульской гимназии Андрей в качестве вольного слушателя поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где начал обучение в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева. С 1855 года он занимался в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. Еще в период своего обучения он был награждён несколькими ученическими медалями (5 серебряных, 3 золотые — в том числе одна большая), Академией была оплачена и его четырёхлетняя поездка в Европу.
С самого начала своего уже взрослого творческого пути Андрей Попов подавал большие надежды как художник. Своей живой и интересной манерой изображения образов, художник завоевал огромные симпатии в среде живописцев и искусствоведов, как профессионалов, так и простых любителей. Он принимал активное участие на академических выставках, где представлял свои работы широкому кругу ценителей.
Попов пользовался поддержкой Общества поощрения художников (с 1849 г. получал пенсионерское содержание от Общества). В 1852 за картину «Березовая роща» и в 1853 г. за картину «Народная сценка на ярмарке в Старой Ладоге» награждался малыми серебряными медалями. В 1854 г. за картины «Школьный учитель» и «Крестьянская семья на пашне» — большими серебряными медалями. В 1856 г. за картину «Демьянова уха» на сюжет басни И. А. Крылова — малой золотой медалью. Эта картина произвела большое впечатление на публику академической выставки 1857 г. характерностью и выразительностью изображенных лиц, своим здравым комизмом. В 1858 г. за картину «Радостное письмо» получил звание классного художника и был назначен вместе с художником П. П. Иковым помощником учителя рисования в классе академика И. Н. Вистелиуса, где преподавал недолгое время.
А. А. Попов дважды принимался за исполнение программы на большую золотую медаль, работая над картинами «Постоялый двор» и «Петербургская харчевня». В 1859 году предпринял поездку в Нижний Новгород, собирая материал для картины «Татары нагружают чай в Нижнем Новгороде» (Склад чая на Нижегородской ярмарке), и в следующем 1860 году был награжден за нее большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу. В 1863-1867 годах в качестве пенсионера Императорской академии художества побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Кельне, Франкфурте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Антверпене, жил в Париже, работал в окрестностях Фонтенбло и в Барбизоне. Тесно общался с жившими тогда в Париже В. Г. Перовым, В. Г. Шварцем, А. А. Риццони. Последний год пенсионерства провел в Риме, откуда в 1867 г. вернулся в Россию.
С 1870-х жил в Калуге, Туле, Нижнем Новгороде. Работал преимущественно как жанрист; писал пейзажи, увлекался альбомными путевыми набросками. В конце 1850-х — 1860-х выполнил ряд живописных и графических портретов (М. А. Языкова, М. С. Щепкина, И. Ф. Горбунова, П. В. Анненского). А. А. Попов был участником «Пятницких рисовальных вечеров» при Обществе поощрения художников.
Андрей Андреевич с детства отличался слабым здоровьем, и с возрастом здоровье художника лишь ухудшалось. После 1873 года он вообще перестал заниматься активной творческой деятельностью из-за своего физического состояния. В 1873-1874 гг. вместе с братом Василием жил в г. Ялте.
К сожалению, Андрей Андреевич Попов не оставил большого творческого наследия. Имея незаурядный взгляд на вещи, бытовые ситуации и на жизнь вообще, художник мог создать гораздо больше, однако, крайне неблагосклонная к художнику судьба помешала осуществлению всех его смелых планов. Андрей Андреевич Попов скончался 24 июня 1896 года (по другим данным в 1897 г.) в возрасте 64-х лет в родной Туле, где и был похоронен.
Произведения А. А. Попова сейчас находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском художественном музее. Некоторые письма художника хранятся в собрании Государственном архиве Тульской области.