Основателем промышленной династии Воронцовых в предместье Тулы Чулково был оружейник Тимофей Пименович Воронцов (1787-1854). По примеру многих своих собратьев по сословию Тимофей Пименович открыл в 1840 году производство вольных товаров, не имеющих отношения к оружию – гармонную фабрику. В небольшом полуподвальном помещении была открыта мастерская по изготовлению простых гармоней. Вскоре Воронцов открыл в отдельном одноэтажном доме гармонную фабрику с 10 наемными рабочими. В газете «Тульские губернские ведомости» сообщалось, что за свои труды Тимофей Пименович Воронцов был награжден серебряной медалью.
С 1840-х гг. вместе с ним работал его сын Гавриил (1822-1899). Фабрика Воронцовых выпускала 6000 гармоней в год. В ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики», которая находилась в Чулковой слободе и принадлежала тульскому оружейнику Тимофею Пименовичу Воронцову, говорилось, что «на фабрике машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров – 10, учеников – 3, итого 13, все вольнонаемные, из русских». На фабрике выпускали большие, средние и малые гармони, стоимостью от 15 к. до 25 к. за штуку.
Для производства использовали следующие материалы: латунь, железо, медь, цветную бумага, лайку (особо обработанная кожа козлят). Изделия паковали в деревянные ящики и продавали в Москве и Туле. Инструментарий был самым незамысловатым: верстаки, тиски, подпилки, никаких улучшений на фабрике и изобретений не было.
С 1854 года владельцем гармонной фабрики стал Гавриил Тимофеевич Воронцов. В 1854 году помимо гармонного, братья Воронцовы, Гавриил и Аким (1819-1897), открыли еще и самоварное производство. В 1863 г. самоварное и гармонное производство Гаврилы и Акима Воронцовых располагалось на Рождественской улице в Чулково (ныне ул. К. Маркса).
Фабрика самоваров братьев Воронцовых была небольшой, производила самовары простых фасонов, как правило, весовые. То есть цена каждого самовара зависела от общего веса, в среднем по 22 рубля за пуд (16,38кг). Всего за 1863 год было продано изделий на 17 000 рублей. Сбытом самоваров в Москве занимался третий брат Иван Тимофеевич Воронцов (?-1900).
Вскоре братья, Гавриил и Аким, поделили между собой гармонное и самоварное производство следующим образом: Гавриил становится владельцем самоварной фабрики, а Аким – гармонной. Самоварное и гармонное производство располагалось на одном обширном дворе по улице Рождественской (ныне ул. Карла Маркса), где находились как фабричные корпуса обеих фабрик, так и общее административное здание – контора, как тогда его называли.
В 1866 году Гавриил Воронцов наряду с другими фабрикантами был приглашен на выставку заводской и фабричной промышленности, посвященной приезду цесаревича Николая Александровича. В это время Гаврила Тимофеевич Воронцов уже вышел из сословия оружейников и записался в купеческое, его состояние позволяло стать купцом 2-й гильдии.
В 1879 году на самоварной фабрике работало уже 68 человек, из них 21 – ученики, 5 – поденщики. Вещей было сделано 4 500 штук на сумму 36 000 рублей серебром. Через 10 лет, в 1889 году число рабочих немного выросло – до 75 человек. Производительность же фабрики повысилась примерно в два раза – 10 000 штук самоваров в год на сумму 60 000 рублей. При этом никаких особенных приспособлений, вроде конного привода или паровой машины, на фабрике не имелось. Воронцов наряду с постоянными рабочими использовал также труд кустарей-надомников. С каждым заключался определенный договор. Например, в 1869 году тульский цеховой (оружейник) Фирсан Александров Кошелев заключил с Гаврилой Воронцовым следующие «условие»: «…Я, Кошелев, получил под работу вперед 80 р. серебром, каковую сумму обязуюсь заработать ковкою самоваров поздельно, а именно за каждый самовар по 67к. серебром. Не заработав оной суммы, мне Кошелеву, без расчета к другим фабрикантам и мастерам не отходить. Из заработанной суммы предоставляю ему, Воронцову, оставлять на уплату с каждого рубля по 10к. серебром. А если я, Кошелев, в нарушение сего условия вздумаю отойти к другому хозяину, то обязуюсь заплатить неустойку 50 р. серебром. А я, Воронцов, обязуюсь Кошелева не притеснять и заработанные им деньги все выдавать сполна. И за сим сие Условие сохранять свято и нерушимо».
Рабочий день на фабрике Воронцова продолжался 11 часов, оплата велась как поденно, так и сдельно. Поденщикам платили в сутки по 60 к. В 1889 году Гаврила Тимофеевич становится еще и почетным гражданином Тулы. Сословие почетных граждан появляется в России 10 апреля 1832 года на основании Манифеста императора Николая I. Согласно Манифесту потомственными почетными гражданами могли стать дети дворян, православных церковнослужителей, окончивших полный курс семинарии или Академии, лютеранские проповедники, купцы I гильдии, пробывшие в ней не менее 10 лет и II гильдии, пробывшие в ней 20 лет, а также лица купеческого звания, получившие орден. К 1886 году Гаврила Воронцов уже как 20 лет носил звание купца 2 гильдии и мог претендовать на звание «почетного гражданина». Почетные граждане разделялись на потомственных почетных (право передавалось наследникам) и лично почетных (даровалось за особые заслуги перед обществом непосредственно награжденному). Все почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Сыновья Гаврилы, Анатолий и Александр, стали потомственными почетными гражданами Тулы. В 1899 году Гаврила Тимофеевич Воронцов скончался и был похоронен на кладбище близ церкви Дмитрия Солунского, некрополе Чулковой слободы. Там же уже упокоились его родители, Тимофей Пименович и Пелагея Ивановна Воронцовы, умершие соответственно в 1854г. и 1874г.
После смерти Гаврилы делами на фабрике начали заправлять его сыновья, Анатолий и Александр, благодаря доходам самоварной фабрики перешедшие уже в 1 гильдию купечества. Анатолий Гаврилович родился в 1871 году, закончил мужскую классическую гимназию. Именно под его руководством фабрика самоваров братьев Воронцовых становится одной из крупных в Туле. В 1911 году на фабрике работало 93 человека. При фабрике имелся нефтяной двигатель в 12 сил. Самовары фабрики были отмечены похвальным отзывом на выставке в Париже 1904 года. Братья Воронцовы являлись также поставщиками двора Великого князя Сергея Александровича (дяди Николая II, генерал-губернатора Москвы с 1891 по 1905 гг). После смерти последнего от рук террориста Каляева, самовары фабрики Воронцовых поставлялись ко двору Елизаветы Федоровны, супруги Сергея Александровича и родной сестры русской императрицы Александры Федоровны. Управлял фабрикой Анатолий, Александр был помощником управляющего.
В 1911 году при посещении фабрики фабричным инспектором владельцам было сделано замечание по поводу состояния помещения токарной мастерской, в которой было «тесно, темно и грязно». Выговора заслуживало и состояние двора фабрики – требовалась расчистка от мусора и нечистот. Инспектор потребовал переделать пороги мастерских, «которые в настоящем своем виде смогут быть причиною падения рабочих». В противном случае инспектор пригрозил создать особую комиссию от губернатора для рассмотрения положения дел фабрики.
В это время фабрика располагалась в нескольких одно-и двуэтажных зданиях, с особой котельной для нефтяного двигателя. В дальнейшем число рабочих на фабрике уменьшилось до 71 (в 1913 году). В годы первой мировой войны производство на фабрике было остановлено. В 1919 году фабрика была национализирована, а в 1920 году недействующая фабрика отошла в ведение Патронного завода. Здания фабрики были переданы под общежитие, в одном из них разместился детский сад. Долгое время на улице Карла Маркса стояло одно из фабричных зданий бывшей фабрики братьев Воронцовых, которое после капитального ремонта сильно изменилось: по фасаду несколько окон было заложено, первый этаж ушел в землю, с окон были удалены резные наличники. В этом доме располагались жилые квартиры. Несколько дет назад дом был снесен как аварийное здание.
Анатолий Гаврилович, помимо производства, занимался и общественной деятельностью. Долгое время он был церковным старостой при храме Дмитрия Солунского, на кладбище которого покоились его родные. В 1900 году он провел ремонт церкви, затратив 3000 рублей собственных денег. В 1903 году поставил ограду вокруг кладбища. В 1904 году приобрел за 2000 руб. усадебное место для церкви. Анатолий был попечителем местной церковно-приходской школы (с 1904). За свои труды получил благословение Святейшего Синода с грамотой, награжден золотою шейною медалью на Александровской ленте (1911), золотою шейною медалью на Андреевской ленте (1915).
Гармонной фабрикой Воронцовых с 1860 года руководил Аким Тимофеевич и затем его сыновья Алексей, Александр, Иван. Аким скончался в 1897 году и был похоронен там же на Чулковском кладбище близ храма Дмитрия Солунского. Эпитафия на могильном памятнике Акима Воронцова – одна из популярных в народе эпитафий, которую можно встретить и на других кладбищах Тулы и тульского уезда, например, на старом кладбище в Кочаках:
«Господи, прими дух его с миром.
Раскройся мрачный гроб,
Проснись родитель милый наш,
Утешь детей своих, стоящих,
У могилы, кропящих памятник твой,
Чувствительной слезой»
После смерти Акима руководство гармонным производством переходит к Алексею (1863 – 1919). Он, как и его кузен Анатолий, перестраивает свою фабрику (всего было выстроено три двухэтажных здания), улучшает качество изделий. Общий капитал гармонной фабрики составлял 7 млн. рублей. К началу первой мировой войны капитал был увеличен практически вдвое, но, к несчастью, половина средства держались в Берлинском банке и с началом войны добыть свои деньги представителю враждебного государства, то есть Алексею Воронцову, было невозможно. А после германской революции 1919 года деньги были и вовсе потеряны.
Алексей Воронцов, также как и его родственник Анатолий, служил церковным старостой, но при другом храме – при часовне Донской Божией Матери. После переворота 1917 года Алексей практически лишился всего капитала: денег, которые хранились в Москве, и фабрики, национализированной в 1919 году. В 1919 году Алексей скоропостижно скончался от сердечного приступа.