Жизнь и быт старой Тулы теперь можно восстановить, опираясь лишь на старые фотографии, художественную и мемуарную литературу, представляющую нынешним тулянам те милые сердцу обычаи и черты, давно канувшие в лету. К сожалению, и такой литературы осталось немного. Тем ценнее все, что более или менее помогает представить ушедший мир старой Тулы, как говорится «из первых рук».
В воспоминаниях туляка Владимира Филоненко, часть писем которого сохранилась в тульских архивах, с большим чувством описывается круг общения самоварного фабриканта Н. И. Баташева, его родных и знакомых, а также общую атмосферу взаимоотношений между людьми.
Все герои этих писем давно ушли в небытие.
О самом авторе писем известно немного. Владимир Иосифович Филоненко родился в Туле в 1887 г. в семье служащего. Кроме него, в семье росли еще дети: старший брат Виктор, младший Константин, сестры Лидия, Вера, Алевтина, Людмила. В 1906 г. Владимир Филоненко окончил Тульскую классическую гимназию.
Эта значительная для каждого молодого человека дата была связана с одним трагическим событием, получившим в Туле большой резонанс. В 1906 г. произошло убийство директора Тульской гимназии Сергея Александровича Радецкого. Убил его некий Коморский, ученик 8 класса гимназии, соучастниками в деле были также учащиеся: гимназист 6-го класса Гоппе и реалист четвертого класса Кронрод.
Убийство вполне либерального педагога, каким являлся С.А.Радецкий, могло произойти только на волне всеобщих беспорядков и искусно раздуваемой ненависти к представителям власти и государственных органов. В Тульской классической гимназии в 1905-1906 гг. также преобладали «левые» настроения.
Из воспоминаний тульского губернатора в 1905-1907 гг. Михаила Осоргина: «Тревожное настроение в Туле все нарастало, чувствовалась надвигающаяся гроза. Неоднократно беседовал я с жандармским полковником, который, увы!, ничего не знал. Он и в гимназическом движении не мог разобраться, хотя стало вполне очевидно, что в гимназии действует постороннее влияние, и гимназические неурядицы лишь одно из проявлений общего революционного движения. Арестовало Жандармское управление одного, другого гимназиста, занятия в гимназии начались, но шли далеко не нормальным порядком» (М. М. Осоргин «Воспоминания», 2009).
Апофеозом «ненормальности» и стала трагедия с Радецким, о которой достаточно много писали в российских газетах: «На днях сессией московского военно-окружного суда будет слушаться в Туле дело по обвинению гимназиста 6-го класса Гоппе и реалиста четвертого класса Кронрода в соучастии в убийстве директора местной гимназии Радецкого. Убийца скрылся». (Газета «Московские вести» от 23 февраля 1907 г.)
В Тульской мужской классической гимназии большое внимание уделялось изучению зыков, поэтому В. И. Филоненко хорошо знал французский и немецкий, латинский и греческий языки. Судя по его письмам, он был классический «гуманитарий»: «Много читаю, особенно сенсационную литературу, появившуюся в городских библиотеках: Эренбурга, Некрасова, Евтушенко, Солженицына, Аксенова и др. По-прежнему увлечен искусством, вплоть до выступлений по телевидению с лекцией «О Станиславском» и в аудиториях библиотек о Шаляпине, могучей кучке и композиторах-классиках Европы…» (Из писем В. Филоненко).
Это писалось в начале 1970-х годов, когда и в провинции, где жил Филоненко, еще было можно познакомиться с творчеством некоторых из вышеперечисленных авторов.
Тем не менее, после окончания гимназии, Филоненко 5 лет учился в Петербурге, на физико-математическом факультете. Свое увлечение театром и музыкой он не оставлял, и впоследствии упоминал о своих личных встречах с Федором Шаляпиным в период своего студенчества и пристрастия к Мариинскому оперному театру.
Увлечение театром началось еще в бытность Филоненко гимназистом. В своих письмах он вспоминал о труппе тульского драматического театра, возглавляемого антрепренером С.И. Томским, и характеризовал ее как «артистов столичного плана». Владимир Иосифович перечислил тех актеров, игра которых его особенно впечатляла. Зарайская, Рыбчинская, Дара-Владимиров, Демюр, Скуратов, Кречетов. Эти впечатления относятся к периоду 1900-1907 гг. до того, как Томский отказался от тульской антрепризы, в том числе, из-за конкуренции с той же О. П. Зарайской, в течение нескольких лет параллельно с Томским державшей в городе «театральное предприятие».
Семен Иванович Томский умер в Туле от кровоизлияния в мозг в ночь на 9 января 1914 года. В статье, посвященной его памяти, «Тульская молва» писала: «Скончался С. И. Томский, бывший много лет антрепренером тульских и других театров. Скончался, как и большинство русских актеров, не оставив после себя, конечно, в материальном отношении, буквально ничего… Если С. И. Томский не оставил после себя ничего в наследство своей семье, все же велико оставленное им наследство городу Туле, в котором он был своим человеком… Он первый и единственный поднял совершенно заглохшее в Туле театральное дело и поднял его так, что несколько лет подряд актеры всеми силами старались попасть к Семену Ивановичу, и фраза «в Тулу к Томскому» являлась лучшей рекламой каждому провинциальному актеру. Ни до Томского, ни после окончания его антрепренерской деятельности никогда в Туле не бывало такого блестящего состава трупп, которым из года в год С. И. Томский удивлял тульскую публику…»
В.Ф. Филоненко описывал бенефис Кречетова в некоей пьесе «Христианин», которая прошла с триумфальным успехом, шумными овациями и подношениями подарков, среди которых был и огромный букет из лавров с лентой «От учащихся Тульской классической гимназии».
Спектакли Томского проходили в разных помещениях: на сцене летнего театра «Эрмитаж» (в Кремлевском саду), в Народном доме (теперь тульский ТЮЗ), и даже в цирке-шапито Труцци (на ул. Киевской, здание не сохранилось). Где именно видел спектакли Томского Филоненко, трудно сказать, но наверняка именно они заронили в нем искру любви к театру. Молодой Филоненко бывал и в здании Дворянского клуба (теперь Тульская филармония) и Дворянского собрания, где слушал концерты знаменитых музыкантов и исполнителей, таких, как скрипача Яна Кубелика, Бронислава Губермана, пианистов Гофмана, Гальстона, виолончелиста Вержбиловича. Бывал Филоненко и в Московском художественном театре. Об это есть воспоминания в его письмах, где он сравнивает образы пьесы А. П. Чехова «Три сестры» (с участием Германовой, Степановой и Ждановой) с тремя сестрами Расторгуевыми.
Близким другом В. Филоненко был его одноклассник Николай Гейнеман, приятельствовал Филоненко также с Александром Гудковым и Иосифом Расторгуевым. Через последнего Владимир и был введен в общество знаменитого тульского самоварного фабриканта Николая Ивановича Баташева.
Старший брат Владимира Виктор Филоненко также окончил Тульскую мужскую гимназию, затем с отличием арабо-персидско-турецко-татарское отделение факультета восточных языков Петербургского университета.
Его имя хорошо известно в среде филологов-востоковедов: профессор Виктор Иосифович Филоненко написал 88 научных трудов, ряд из которых остался в рукописи. Крупнейшей работой была «Персидская хрестоматия», предназначенная студентам младших курсов восточного факультета Крымского государственного университета.
Знание восточных языков с глубокими познаниями филолога-русиста отразилось в статьях «Грибоедов в Крыму», «Грибоедов и Восток» и особенно «Подражание Корану» Пушкина». Другие его работы посвящены творчеству Горького, Маяковского, Тургенева. Из всех его тюркологических работ, которые охватывают башкирский, крымско-татарский и каракалпакские языки, исследования по балкарскому языку являются наиболее значимыми.
В 1909 г. Виктор Филоненко основал Общество по изучению местного края в г. Уфе, начал этнографические и лингвистические исследования тюркских народов – башкир, татар, чувашей, а также относящихся к финно-угорской языковой группе марийцев (черемисов) и удмуртов. В Крыму Филоненко принимал активное участие в работе местных научных обществ – сначала Таврической ученой архивной комиссии, а затем Таврического общества истории, археологии и этнографии, выступал с докладами. В Каракалпакии Филоненко организовал и возглавил научно-практическую экспедицию, которая изучала школьное дело и быт детей в нескольких районах автономной республики. В конце своего жизненного пути ученый активно участвовал в научных конференциях, проводимых в Ростове, Киеве, Махачкале, Таганроге, Ашхабаде, Ставрополе, Краснодаре, Минске, Москве. Вместе с тем возросло и его международное признание – ему присылали приглашения на форумы востоковедов в Дели, Страсбург, Берлин, Париж, Бонн, Бухарест.
За несколько лет до кончины профессор Пятигорского педагогического института Виктор Иосифович Филоненко принес в дар научной библиотеке Симферопольского университета коллекцию книг по востоковедению, собранную им за многие годы. Всего было подарено около 1,5 тысяч экземпляров (3 288 томов), из них 800 названий отсутствовали в университетском собрании. Среди них – редкие издания, в частности, Коран XVII века, первая книга на азербайджанском языке, классики персидской литературы, «История монголов» Рашида ад-Дина во французском переводе знаменитого востоковеда Э. Катрмера и другие бесценные фолианты. Кроме того, Уфимской книжной палате Виктор Филоненко передал 956 изданий, часть которых посвящена истории Уфимского края: издания XVIII-XX веков, труды различных обществ и авторов о национально-освободительном движении, языке и песнях, быте народов, населяющих Урал, Уфимскую и Оренбургскую губернии.
Была в жизни В. И. Филоненко и достаточно мрачная страница: в 1943 г. он был репрессирован в связи с делом Николая Поппе. Поппе, советский ученый-лингвист и этнограф, сотрудничал с немецкими оккупантами на оккупированной территории в г. Карачаевске, выехал в 1943 г. вместе с семьей в Германию, где работал в информационных учреждениях «Третьего Рейха».
В октябре 1945 г. Виктор Иосифович Филоненко был освобожден, и до конца жизни проживал в г. Пятигорске, где заведовал кафедрой языкознания и русского языка Пятигорского педагогического института. Умер Виктор Филоненко в 1977 г. на 93 году жизни.
Продолжение следует…