Традиционная конструкция жарового самовара, сложившаяся ко второй половине 18 столетия, существовала в единственном варианте чуть более полувека. Уже в первой половине 19 века стали появляться новые оригинальные решения устройства самовара, и, хотя таковые большей частью не обрели широкого признания, их появление ознаменовало дальнейшее развитие технической мысли в самоварном производстве. Большинство новых моделей так и не прижились в русском быту, хотя их активно рекламировали и сами изобретатели, и производители. Причиной этому могло быть и какое-то узкоспециализированное применение, не для широкой публики, и недостатки в конструкции.
В 1825 г. профессор медицины Ефрем Мухин предложил конструкцию самовара, который можно было бы использовать не просто как водогрейную машину, но и как аппарат для стерилизации перевязочных материалов. В этом самоваре труба-жаровня была жестко соединена как в нижней части, так и в верхней, то есть корпус самовара представлял собой почти герметично закрытый сосуд, с двумя выпускными кранами: в верхней части – для выпуска пара, в нижней части корпуса – для выпуска кипятка. Воду заливали через вертикальную трубочку небольшого диаметра с крышечкой, она выводилась из корпуса на верхней плоскости самовара. Объемная крышка прикрывала верхнюю плоскость корпуса, под крышкой можно было выпекать хлебцы, используя разогретую поверхность корпуса. Главным недостатком такой конструкции была высокая температура верхней половины корпуса, где аккумулировался пар, и не было воды. Верхнее соединение жаровни и корпуса подвергалось периодичной смене температур, и пайка быстро нарушалась.
В 1864 г. начали выпускать самовары модели инженер- полковника Волошинова, как его именовали в газетах. В Москве небольшую серию таких самоваров выпустили на фабрике Петра Севрюгина, в Туле на оригинальную конструкцию самовара Волошинова польстились братья Черниковы. Сам изобретатель, получив 10-летнюю привилегию на свое детище, за небольшую плату предлагал всем заинтересованным в нем фабрикантам и мастерам рисунки и описания. Главной особенностью такого самовара была труба-жаровня, не прямая, как у всех прочих, а изогнутая в верхней части под углом в 45 градусов. Верхнее отверстие такой трубы располагалось на боковой поверхности крышки и прикрывалось плоской крышкой-тушилкой. Собственная крышка самовара была плоской, без выступов и декоративных накладок. Ручка самовара Волошинова была, как у чайника, в виде плоской изогнутой скобы, сбоку тулова самовара. Рекламные объявления нового самовара особенно напирали на то, что тяга в нем более интенсивная, а скорость закипания воды большая.
Подчеркивалось удобство переноски такого самовара одной рукой: «…при переноске нынешних самоваров с кипятком воды люди подвергаются также несчастным случаям: обжигают руку и, при невыносимой боли, роняют самовар и обвариваются до такой степени, что жизнь их бывает в опасности. При новых самоварах человек, спокойно неся самовар одной рукой за скобку, другой может отворять дверь и устранять встречающиеся препятствия..» (хотя, что мешает ему также обжечься и уронить с таким же успехом самовар с одной ручкой – непонятно! – Людмила Бритенкова, далее — Л.Б.). На ровной поверхности крышки, где не было уже помехи в виде края трубы-жаровни, можно было нагревать булки и крендели (то же самое проделывали и на обычных самоварах – Л.Б.), кипятить молоко и сливки (это действительно преимущество! – Л.Б.). Но вот предложение ставить заварочный чайник на крышку, имеющую температуру кипения воды, вызывает сильное удивление – для настаивания заварки совершенно не нужна чрезмерно высокая температура, а кипячение заварки в течение нескольких минут превращает нормальный чай почти что в чифирь. Видимо рекламосочинители использовали любой предлог для превозношения новой конструкции, иногда не задумываясь о правдоподобности приводимых аргументов. К преимуществам самовара Волошинова нужно добавить возможность использовать как топливо спирт и съемную решетку – колосник, которую легко можно было заменить в случае прогорания. Но, тем не менее, самовар такой конструкции не стал массовым и выпускался недолгий отрезок времени.
В конце 19 – начале 20 веков новые оригинальные конструкционные решения посыпались как из рога изобилия. В 1899 г. некий Смердов получил патент № 2187 на походный самовар, который можно было подвешивать к повозке с помощью кованых железных кронштейнов. Крышка самовара была наглухо припаяна, а для залива воды использовалась воронка с навернутой на резьбу пробкой. Для выпуска пара служил свисток, находящийся на крышке, здесь же размещались пружинные держатели для чайника. Кран располагался внизу сбоку. Главный недостаток конструкции был в том, что для чистки корпуса от накипи и обновления полуды крышку необходимо было отпаивать и затем припаивать вновь.
В начале 20 века тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. Керосиновую горелку для самовара изобрел еще сам Рейнгольд Тейле и оформил на нее патент (привилегия № 3303\1866). В рекламном проспекте фабрики об этих изделиях говорилось, что они «…нисколько не коптят, не производят угара и кипят довольно скоро. Ставить их можно в комнате… Просим заказывать эти самовары по возможности заблаговременно, так как на изготовление их фабрикой требуется более долгий срок».
Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Обычно такие самовары выпускались в форме банки или рюмки, емкостью от 10 до 30 стаканов (стакан, то есть 200 миллилитров – обычная мера объема, принятая в самоварном производстве). Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.
Уже после революции в годы НЭПа частный владелец небольшой фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный тубус-удлинитель. Таки образом, «легким движением руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.
Керосиновые самовары выпускали на фабрике «Берта Тейле и сыновья» по патенту. Коммерческий успех этой фабрики не давал покоя и другим фабрикантам. Братья Шемарины купили патент на производство самоваров спиртовых. Внутри такого самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки, расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости топлива. Похожее устройство спиртового самовара использовалось фирмой «Норблин и Кº», работавшей в Варшаве. Самовары производства этой фирмы носили звучное название «Эдисон» (патент № 22900). Со временем конструкция спиртовой горелки этих самоваров несколько видоизменилась, но в принципе конструкция самого самовара осталась прежней.
Еще один тульский самоварный производитель Иван Федорович Капырзин, а также его наследники выпускали спиртовые самовары другого типа. Горелка была устроена по типу спиртовки и наглухо соединена с туловом самовара. По сути, поддон самовара – круглый ступенчатый, на высоких ножках, гораздо большего объема, чем поддоны обыкновенных жаровых самоваров — и являлся спиртовой горелкой. У него было смотровое окошечко, отверстие с заслонкой для розжига, стержень-регулятор для подъема или опускания фитиля, а также круглое отверстие с наглухо закрывающейся крышечкой, чтобы подливать топливо – спирт. К самовару прилагался флакон с высоким тонким носиком, с помощью которого и осуществлялся процесс заполнения спиртовки.
Небольшая фирма «Братья Шахдат и Кº» в Туле все свое небольшое производство направила на выпуск самоваров новой конструкции, которую разработал инженер А.Ю. Паричко. Заявку о своем изобретении он подал 20 января 1897 г., а патент на него под № 1604 был выдан 20 января 1899 г. В самоваре конструкции А.Ю. Паричко не было решетки в нижней части жаровни. Сама жаровня была съемной, легко вынималась из корпуса и закреплялась с помощью широкого кольца на круге самовара. В ней имелось целых три отделения: центральное, как обычно, и боковые, соединенные с центральным в нижней части. Шейка у самовара была глухой, без отверстий поддувала. Воздух к топливу подавался через широкие отверстия на подставке конфорки. Такое оригинальное устройство позволяло использовать не только древесное топливо, но и жидкое – спирт или керосин. Стремясь заинтересовать покупателей этим самоваром, фирма братьев Шахдат давала объявления в тульских газетах, выпускала многочисленные рекламные объявления и листки. Вот одно из них:
«Подарок к празднику! Безопасны в пожарном отношении, не прожигающие скатертей, ковров и прочее. Долго сохраняют высокую температуру воды. Разборные и безрешеточные.
Самовары «Паричко»
Требующие крайне редкого лужения и имеющие много других преимуществ по сравнению со старой системой, согреваются углем, спиртом и другим топливом.
Единственное производство в мире паровой самоварной фабрикой «Товарищество Бр.Шахдат и Кº». Подробное описание и прейскурант высылаются по первому требованию!»
Несмотря на активную рекламу, самовар заказывали плохо. Он не оправдал надежд, и фирма вскоре разорилась. Патент на этот вид самовара более никто не решился выкупить.
Иногда усовершенствования относились не ко всей самоварной конструкции, а к ее отдельным частям, например, конфорке. В 1910-е годы знаменитая фабрика наследников В.С.Баташева предлагала покупателям не только жаровые самовары 54 фасонов, но еще и особые конфорки-регуляторы – изобретение, вернее усовершенствование, запатентованное под номером 18119. Реклама фабрики убедительно рассказывала о преимуществах новой конфорки: «… регулирует тягу воздуха в самоваре и поддерживает кипение воды в нем значительно продолжительное время, служит постаментом для чайника, изолируя его от влияния жара и копоти, предохраняя чай от закипания, пригорания и потери ароматических и вкусовых качеств его… вполне заменяет колпачок: достаточно плотно закрыть регулятор посредством небольшой рукоятки, и кипение волы в самоваре прекращается…». Вот вам новый пример безудержной фантазии сочинителей рекламы: долговременное кипение воды снижает ее вкусовые качества. Хорошая хозяйка знала, что перекипевшая вода не годится и старалась вовремя тушить самовар (чем дольше кипит вода, тем меньше в ней кислорода – этим и объясняется ухудшение вкуса). Зато как внушительно выглядит перечень преимуществ такой конфорки!
В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарата для кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны. Представлял он собой цилиндр, устанавливаемый на плиту, внутри которого имелись две камеры, снабженные выводными трубками и кранами. Внутри цилиндра проходил дымоход, на верхнюю поверхность которого опиралось верхняя камера аппарата, нагревающая воду для ванны. Ниже нее, вокруг дымохода, располагалась другая камера, для хозяйственных надобностей. Она также нагревалась теплом топящейся плиты, вода к ней подводилась от водопровода.
Московская фабрика купцов Аленчикова и Зимина воспользовалась этим изобретением и получила привилегию на изготовление самовара, который бы нагревал воду, будучи установленным на плиту. Внутри этого самовара имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара. В такой самовар можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не испортив качества кипятка. Устройство, в самом деле, очень оригинальное. Но и эту модель постигла та же участь – массовым, всеми признанным самовар подобной конструкции так и не стал. Обычный дровяной (жаровой), по-прежнему был «главным» самоваром: из-за удобства и простоты использования, доступности и дешевизны обычного дровяного топлива.
Кардинальное изменение конструкции произошло гораздо позже, после второй мировой войны. В середине 1950-х появились замечательная новинка – электрический самовар. (Хотя электрические самовары изготавливали в Москве еще в начале 20 в., но это были редкие образцы, как правило, выполненные на заказ, для состоятельных покупателей, живущих в ногу со временем). Массовое появление же электрических самоваров было вызвано изменениями в условиях жизни россиян: во 2-й половине ХХ века в Советском Союзе началось повсеместное строительство многоквартирных жилых домов, пусть не очень комфортабельных, но зато миллионы людей смогли переехать в новые дома с централизованным паровым отоплением. И в таких квартирах жаровому самовару уже не было места, без печи с системой дымохода и отдушниками растапливать такие самовары было невозможно. В 1957 году на тульском заводе «Штамп» разработали самовар, в котором вместо жаровой трубы стоял электрический нагреватель. Он представлял собой в то время керамический изолятор, с намотанной на него электрической спиралью. В 3-х литровом самоваре вода кипятилась за 30 минут, никаких неприятностей с золой и дымом, но, к сожалению, срок службы таких нагревателей был всего 800 часов, их приходилось часто менять. Через несколько лет неудобные керамические нагреватели сменили трубчатые – тэны. Срок службы тэна был уже 3000 часов, время нагревания воды сократилось до 18 минут для тех же трех литров емкости. Электрические самовары сейчас являются самым массовым продуктом самоварной промышленности. В Туле их выпускали 14 видов: в форме груши, шара, вазы, желудя, банки, конической и овальной, с емкостью от 1,5 до 10 литров (так называемого семейного).
Несмотря на появление электросамовара, любовь к старинному жаровому не ушла. В 1970-е годы на том же «Штампе» выпускали 9 видов жаровых самоваров, 5 и 7-литровых. К тому же, в 1960-х годах был разработан комбинированный самовар, с жаровой трубой и трубчатым электронагревателем вокруг нее, своеобразный синтез жарового и электрического самовара. Наверное, именно эта конструкция, позволяющая сочетать комфортабельность и романтику старинных неспешных чаепитий, превратила «комбинированный» самовар в один из самых успешных вариантов современного самовара.