25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. С тех пор день 25 января стал одним из любимейших праздников студентов и получил название «Татьянин день». День основания университета пришелся на день поминовения раннехристианской мученицы Татьяны. Согласно преданию девушка Татьяна происходила из знатного римского рода, была доброй и смиренной христианкой. Ее вместе с отцом обезглавили язычники. Спустя десятки веков этот совсем не веселый праздник превратился в День студента, а Св. Татьяна стала покровительницей наук.
Еще с того далекого времени появилась студенческая примета – считалось плохой приметой учить конспекты и вообще заниматься учебой на Татьянин день. В наше время, у многих студентов сессия уже заканчивается и начинаются каникулы – так что примета для них не актуальна. А еще раньше нельзя было усмирять гуляющих в этот день студиозусов. А праздновали они когда-то широко и весело, особенно славились московские студенты.
Поначалу Татьянин день был чисто корпоративным торжеством Московского университета, поскольку 12 января (по старому стилю), в день святой Татьяны, был подписан императорский указ о создании этого учебного заведения. В XX веке «Татьяну» справляла уже вся студенческая молодежь Первопрестольной.
Начинался праздник, естественно, на Моховой улице в университетской церкви во имя св. Татьяны, где служили молебен, затем в присутствии высокопоставленных гостей проходил торжественный акт. Обычно во время него с речью, специально написанной к этому дню, выступал ректор и происходило награждение студентов, показавших незаурядные успехи в учебе. Газета «Голос Москвы» в 1910 г. писала: «Актовый зал набит битком: тут и шитые камергерские мундиры, и косоворотки, и красные ленты через плечо, и красные рубашки, выглядывающие из-под засаленных тужурок, и девушки в простеньких нарядах».
Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович до 1905 г. (когда погиб от руки террориста Каляева) каждый год приезжал на торжественное заседание вместе с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной. В связи с этим у студентов возникло поверье: кому удастся получить цветок из букета, поднесенного от университета великой княгине, тому на экзаменах будет сопутствовать удача. После акта лестница обычно была запружена нерадивыми студентами, и великая княгиня, пройдя сквозь этот строй, выходила из университета без единого цветочка.
Как только высокопоставленные гости уезжали, молодежь брала празднование в свои руки. После неоднократного исполнения студенческого гимна «Gaudeamus» и пламенных речей во славу науки веселье выплескивалось в трактиры и рестораны средней руки.
Выпускники прежних лет, уже маститые врачи и адвокаты, так же сходились отметить праздник, но уже в местах более фешенебельных. Сложились даже особые места, излюбленные разными профессиональными группами: юристы, например, предпочитали ресторан «Прага». Но все же главным центром веселья в начале XX века был ресторан «Эрмитаж». Шумными толпами, с песнями и плясками группы студентов добирались до ресторана, собирая и вовлекая к себе все новых празднующих.
До 5 часов вечера в «Эрмитаже» праздник проходи более-менее спокойно: обедали, говорили речи. После 17.00 градус повышался. Служители до этого времени старались внести из обеденных залов все мало-мало ценное и бьющееся, потому что вечером начиналось настоящее столпотворение: одновременно слышатся речи, песни на разных языках, начинается пьяная кутерьма и танцы.
В 21.00 «Эрмитаж» пустел. Толпа на извозчиках или пешком спешила к Тверской заставе, в рестораны «Яр» и «Стрельна», где гуляние достигало апофеоза: там в этот день не пели хоры, не пускали обычную публику, закрывали буфет и за стойкой наливали прямо из бочонков только пиво и водку. Безумные игрища и танцы продолжались до 3-4 часов ночи. Потом студенты возвращались в город, попутно могли устроить факельное шествие. В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский отмечал, что вместе со студентами в «Эрмитаже» праздновали Татьянин день либеральные профессора, писатели, земцы, адвокаты. Они занимали отдельные кабинеты, но любили выходить в зал, чтобы пообщаться с «молодым племенем». В обычае подвыпившей молодежи было водружать любимых наставников на столы и требовать произнесения речей. В воспоминаниях писателя А. В. Амфитеатрова приводится одна из них, произнесенная профессором А. Н. Маклаковым: «Владимир Святой сказал: «Руси есть веселие пити». Грибоедов сказал: «Ну вот, великая беда, что выпьет лишнее мужчина?» Так почему же и нам, коллеги, не выпить в наш высокоторжественный день во славу своей науки и за осуществление своих идеалов? И мы выпьем! И если кого в результате постигнет необходимость опуститься на четвереньки и поползти, да не смущается сердце его! Лучше с чистым сердцем и возвышенным умом ползти на четвереньках по тропе к светлым зорям прогресса, чем на двух ногах шагать с доносом в охранку или со статьею в притон мракобесия» (т. е. в газеты консервативного толка, например «Новое время» или «Московские ведомости»).
Воодушевленными свободолюбивыми речами студенты, как правило, начинали качать ораторов. Побывав в их руках, либерал-профессор часто оказывался в порванном костюме или с телесными повреждениями.
Л. Н. Толстой, кстати, был большим противником подобного времяпровождения. Еще в 1889 г. он выступил со статьей накануне Татьяниного дня, в которой призывал молодежь опомниться и не превращать праздник просвещения в подобие престольных праздников в глухих деревнях, где крестьяне от безысходности напиваются до скотского состояния. В 1910-е годы, поддерживая линию Толстого, Городская дума предлагала студентам в Татьянин день вместо пивных посетить антиалкогольный музей, располагавшийся возле Никитских Ворот.
Еще одной традицией строго московского студенчества было под утро забираться на Триумфальные ворота и пить «растанную чашу» («прощальную») в компании с бронзовой фигурой Победы. По этому поводу извозчики шутили: « Во всей Москве только два кучера непьющих: один на Большом театре, другой на Триумфальных воротах. Да и то, «Трухмального», как ни крепко держится старик, а на Татьяну студенты непременно накачают».
Полиция снисходительно относилась к подвыпившим студентам. Особо буйных забирали в кутузку, не иначе, как поздравив с праздником. Студентов, одетых по всей форме, вести пешком в участок было запрещено, везли только в крытом экипаже, чтобы не «позорить форму».
Со временем студенческое буйство стало спадать. В 1910 г. Татьянин день вообще был отпразднован очень скромно. Студенты, посидев по пивным и ресторанчикам, без эксцессов разошлись по домам. А в 1914 г. газета «Московские ведомости» отмечала: «Празднование становится все более бесцветным – «ненавинченная молодежь» (т.е. избавленная от влияния революционных агитаторов) потеряла вкус к демонстративным выступлениям». Поскольку «Стрельна» была закрыта, а в «Яре» отменили обычную программу, основными центрами веселья стали городские рестораны «Бар», «Аполло». Новинкой сезона 1914 г. стало участие в застольях и танцах «курсисток» (Слушательниц высших женских курсов в дореволюционной России конца 19 — начала 20 вв.).
В 1914 г. студенты по какой-то причине «качали» не любимых наставников, призывавших к свободе, а попавших под руку полицейских. Последний раз московские студенты отметили «Татьяну» более-менее традиционно – в «Стрельне» с шумом и купаниями в аквариуме для стерляди – в 1917 году.
Из книги В. Руга, А. Кокорев «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века»