Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено указом об обязательном клеймении, изданным еще в 1744 г. Но в нем не были определены меры наказания в случае его неисполнения фабрикантами. Вследствие чего 12 августа 1753 г. был издан указ «О подтверждении, чтобы фабриканты печатали на товарах своих клейма на обоих концах каждой штуки». Несмотря и на этот указ, постановления в целом не исполнялись.
Конкретные правила и способы клеймения продукции, а также уголовные санкции за подделку товара или клейма были сформулированы только в положении о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов от 5 февраля 1830 г.
В этом положении обязательное клеймение было уже отменено, и фабрикант сам определял его необходимость, но всем клейменым товарам предоставлялись льготы при прохождении через таможню. Клеймо должно было содержать обозначение имени и фамилии фабриканта, место нахождения предприятия.
Изначально клеймо производителя гравировалось ручным способом и стояло только на крышках самовара, где произвести такую операцию было удобно более всего.
С середины XIX в. клейма ставились с помощью чугунных штемпелей круглой или овальной формы с отлитым на поверхности текстом в зеркальном отражении. Как правило, это было имя фабриканта и указание на место расположения фабрики, например: «Самоварная фабрика Е.А. Ваныкина в Туле», или «Василий Ломов в Туле».
Надпись шла по внутреннему краю окружности или овала, которые были часто украшены виньетками, лавровыми ветвями. В конце XIX века некоторые крупные фабрики стали ставить на свои изделия еще и изображения фабричной марки – специального знака, разработанного в рекламных целях.
У фабриканта Баташева Николая Ивановича таким фирменным знаком был треугольный щит с диагональной полосой, у Берты Густавовны Тейле – пушка, у братьев Шемариных – фигура идущего льва под балдахином.
Самое, пожалуй, длинное название фирмы было у одной из лучших самоварных фабрик: «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле. Устав высочайше утвержден 10 апреля 1898 г.», фабричной маркой у них являлся вензель Н и Б (наследники Баташева).
Оригинальные фасоны самоваров фабрики наследников В.С.Баташева принесли ей более 20 наград всевозможных выставок, среди них Гран-при выставки в Санкт-Петербурге (1904 г.), Париже (1904 г.), Турине (1911 г.) и, наконец, высочайшую награду – право ставить на свои изделия и документы изображение государственного герба, полученное на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Знак «Большой герб», стоящий на самом видном месте – в центре самоварной стенки, необычайно привлекал любого покупателя, потому что наглядно свидетельствовал о высоком качестве изделия и солидной репутации фирмы-изготовителя.
В погоне за рекламой своих изделий некоторые не особо щепетильные фабриканты решались подделывать этот знак.
Подлинный знак «Большой герб» представлял собой изображение двуглавого орла, с императорской короной над головами, с распростертыми крыльями, на которых находились изображения гербов главных российских городов, а в центре – изображение Георгия Победоносца, поражающего змея. В лапах орла изображались скипетр и держава – символы царской власти.
Фальсификат же обязательно был обведен кружком и часто изображал некое чудо природы: птицу с двумя головами и стилизованным изображением короны. Неточность в изображении, отсутствие гербов городов и других мелких деталей как раз указывало на подделку, кроме того, такое подобие государственного герба не могло вызвать обвинения в фальсификации и использовании чужой награды – ведь этот знак, собственно, изображением герба не являлся. Правда, и грамотного покупателя такое клеймо обмануть тоже не могло.
Некоторые промышленники поступали гораздо хитрее, и даже вполне солидные и уважаемые фабрики иногда прибегали к таким, не совсем честным способам.
На ярлыках фабрики ставились изображения всех медалей, действительно полученных на выставках.
Если выставка была российской, то на одной из поверхностей медали часто изображали Государственный герб. Так вот, изображение этой стороны медали, в более крупном масштабе, чем все остальные, на ярлыках или стенке самовара выставляли на главное место – вверху, в центре. Вроде бы все по закону – изображение герба в центре кружка, с пояснительной надписью о выставке по всему периметру окружности (но очень маленькими буковками) – все свидетельствует о том, что это медаль с изображением герба, а не сам знак Большого Герба, который был без всяких обводок.
Другой вид ухищрений для поднятия престижа фирмы — изображение одной и той же награды несколько раз. Прием вполне законный, особенно если наград действительно было много, и среди них несколько повторов изображений могли остаться незамеченными.
За фальшивые клейма, награды, которые в действительности не существовали, незаконное использование знака «Большой герб» нечестных производителей могли наказать штрафом, конфискацией товара с неразрешенными знаками и даже тюремным заключением.
Но чего только не придумаешь в погоне за покупателем!
Бритенкова Л.В., куратор Музей самоваров и бульоток