4 ноября мы отмечаем праздник – День народного единства. 4 ноября – также праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Эта древняя икона была обретена в 1579 году Казани, после сильного пожара, уничтожившего большинство домов в русской части города. Сначала праздник праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по всей Русской земле, и 21 июля, «летняя Казанская», как его называют в народе, стал общецерковным. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 октября (4 ноября), в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, конец Смутного времени. Этот праздник отмечали в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция прервалась. Но 4 ноября 2005 года многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — тогда впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская».
Казанская икона Божией Матери пользовалась в России огромным почитанием. Большей частью именно этой иконой благословляли молодых к венцу, этот образ помещали в детских. В честь одной из самых любимых в народе икон Божией матери в российских городах строились церкви и соборы, например, величественный Казанский собор в Санкт-Петербурге.
В Туле также стояла когда-то красивейшая соборная церковь. Она была построена близ Кремля, в деревянном посаде, освящена во имя архистратига Михаила. В 1646-49 гг. на средства царя Алексея Михайловича, его духовника Лукьяна Кирилловича и приходские деньги была возведена пятиглавая «московского» типа церковь с широкой лентой карниза и полукруглыми кокошниками. В целом, была похожа на существующую ныне Благовещенскую церковь. Внутри располагался пятиярусный иконостас, и над Царскими вратами висел образ Казанской богоматери в серебряной ризе, унизанный жемчугом, стразами и самоцветами. Этот образ, а также многое другое из церковной утвари были пожертвованы в храм царем Алексеем Михайловичем и его первой женой Марией Ильиничной (Милославской). Вклад был сделан в честь рождения и для «долголетнего здравия сына своего государева царевича и великого князя Симеона Алексеевича». Хранилась в храме и Казанская икона Божией Матери, шитая золотом и серебром по красному атласу; по преданию, она была собственноручно изготовлена и подарена храму Натальей Кирилловной, второй женой царя Алексея Михайловича, матерью Петра I. Еще один дар этого царя храму – кадило с серебряной крышкой, выполненной в форме церкви.
О храмосоздателе, Лукьяне Кирилловиче, нужно сказать особо. Он родился в Туле и был духовником царя Алексея Михайловича с самого восшествия его на престол; был близким человеком и для патриарха Никона. После опалы патриарха Алексей Михайлович сменил духовника, и Лукьян был удален на родину, в Тулу. Но милостью царя он пользовался до конца дней своих, как и построенная им Казанская церковь. Недаром в храме находились дары царя и царицы. Скончался Лукиан Кириллов в 1667 году и был похоронен близ алтаря Казанской церкви, могила его была впоследствии утеряна.
Казанская церковь сильно пострадала при пожаре 1834 года и через три года была разобрана. На этом месте решили построить новый храм. Его проект выполнил в 1837 году архитектор Василий Федосеев, ученик знаменитого Карло Росси. Значительную часть денег для строительства храма пожертвовал купец II гильдии Степан Трухин. Строительство Казанской церкви затянулось почти на двадцать лет, и освящена она была 6 июля 1858 года.
Казанский храм стал одним из лучших образцов классицизма в Туле, отличался совершенством и строгостью форм и пропорций. Он одинаково хорошо смотрелся с различных точек: и с другого берега Упы, и из окон оружейного завода, и с колокольни Успенского собора, и с прилегающих улиц. Газета «Тульские губернские ведомости» от 30 августа 1858 года отмечала: «Настоящий Казанский храм отличается необыкновенным изяществом рисунка от всех храмов, существующих в городе. При взгляде на него вы не будете поражены громадностью его размеров или необычайной высотой, но вместе с тем вы долго не оторвете вашего взгляда от его строгих очертаний, от его легкого купола, увенчанного золотым крестом, который так легко уносится в пространство. Два портика его, северный и южный, с колоннами и обширными террасами, довершают красоту всего здания». В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Казанской церкви характеризуется как «поздний петербургский классицизм».
20 век принес церкви многие утраты: в 1903 году обнаружилось, что исчезли царские вклады из церковной ризницы, затем в 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья. В списках изъятых из Казанской церкви ценностей значились: 22 серебряные ризы с икон, 2 серебряные хоругви, 12 серебряных икон, 4 крышки с Евангелий – всего более 16 пудов серебра. В том же году власти арестовали весь церковный клир, а заодно епископа Тульского и Белевского Иувеналия. Всех приговорили к разным срокам заключения. Сама же Казанская церковь была закрыта. В 1924 году здание храма было передано «Мельпромторгу», а через 5 лет разобрано на кирпич, из которого построили фабрику-кухню (ныне Сбербанк) и школу фабрично-заводского ученичества оружейного завода (позже — профтехучилище №4, ныне — Тульский промышленный техникум).