Во 2-й половине XIX века появляется новое направление в русской архитектуре, основанное на использовании традиций русского национального зодчества допетровского времени и русского народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры – «русский стиль». Это направление возникло вследствие стремления русского общества выразить в искусстве идеи самобытности, народности и национальности, сделав наглядным то, что является выражением народного духа, что отличает нацию от других, а также ассоциируется с корнями национальной культуры.
Искусствоведы выделяют в «национальном стиле» три основных этапа: русско-византийский стиль 1830-х годов, «русский стиль» середины XIX века и «неорусский стиль» периода модерна. «Русский стиль» отличается от других этапов вниманием к древнерусским памятникам XVII века, в основном Москвы и Ярославля, и крестьянской деревянной архитектуре, хотя интерес к последней возник ещё в самом начале XIX столетия.
Существенным отличием русским стиля было обращение к предметам народного искусства, национальным техникам и материалам (вышивкам, изразцам, деревянной резьбе), объясняемое убеждением, что именно крестьянское искусство наиболее полно выражает национальную природу искусства. Например, популярность приобрели солонки в виде бытовавших в Древней Руси солониц, но теперь уже в качестве декоративных вещей.
Эти остромодные тенденции в конце столетия можно видеть и на страницах литературных произведений. А. П. Чехов в рассказе «Попрыгунья» оставил выразительное описание квартиры молодых супругов Дымовых: Ольга Ивановна, жена доктора Осипа Семеновича Дымова, в гостиной увешала стены этюдами, около рояля устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий. В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли и получилась столовая в русском вкусе.
Среди апологетов «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX в. можно назвать архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана, архитекторов Ивана Павловича Ропета, Ивана Семеновича Богомолова, Федора Семеновича Харламова. Наибольшее распространение русский стиль получил в таких видах декоративно-прикладного искусства как мебель, металл, декоративно-орнаментальные росписи и лепнина, посуда и одежда. Фабрики ювелирных изделий Сазикова, Овчинникова также прославились производством предметов в русском стиле.
Во главе отдела «русского стиля», имевшегося при журнале «Зодчий», стоял Ипполит Антонович Монигетти — архитектор императорского двора, который прочно утвердил этот стиль в официальном искусстве. Заслуги Монигетти в этой области были отмечены в 1881 году, уже после его смерти: «В сфере нашей художественной промышленности, — писал журнал «Зодчий», — имя Монигетти навсегда займет почетное место, как талантливого и плодовитого рисовальщика, снабжавшего своими рисунками лучшие наши мастерские предметов художественной промышленности».
Рисунки Монигетти для художественной промышленности впервые появились в 1867 г. на всемирной выставке в Париж; они были очень близки стилю архитектора Константина Андреевича Тона, работавшего несколько ранее и разработавшего «русско-византийский стиль» храмового зодчества.
На всех последующих выставках в России и за границей выставлялись уже готовые образцы мебели, бронзы, тканей, серебра и гончарных изделий, выполненные по рисункам Ипполита Антоновича. В 1869 г. в журнале «Всемирная иллюстрация» был опубликован самовар из бронзы, исполненный в виде петуха по его рисунку. Будучи придворным архитектором, Монигетти получал заказы не только на отдельные предметы, но и на целые гарнитуры внутреннего убранства для дворцов императорской фамилии. Одним из таких официальных заказов был проект убранства стола наследника Александра Александровича, исполненный в 1875 году в «русском стиле».
Обычным для Монигетти приемом являлось введение в произведения декоративно-прикладного искусства звериных стилизованных форм и «плетенок», почерпнутых из старинных книг. Изделия по рисункам Монигетти быстро распространились по России в 1870-х годах, особенно в придворном столичном быту. Фабриканты серебряных изделий, придворные поставщики: Хлебников, Постниковы, Фаберже и другие, быстро наполнили свои магазины «русскими» изделиями под образцы с эмалью XVII века в виде чарок, братин, солониц и прочих изделий.
Не обошла своим вниманием «русский стиль» и фабрика накладного серебра Александра Матисена, работавшая в это время в Москве. Потомственный почетный гражданин г. Москвы Александр-Эдуард Христофорович Матисен происходил из мещан г. Ревеля (Таллин, Эстония). Родился он в 1834 г. , в московское купечество вступил в 1868 г. (временный купец) с 1873 г. – купец 2-й гильдии. Фабрика Матисена работала с конца 1850-х гг.: в 1859 г. на ней трудилось около 40 человек и размещалась она на ул. Кузнецкий Мост в доме Попова. Средний годовой оборот в это время достигал 150 тыс. руб. серебром. Изделия фабрики Матисена продавались в магазине по Скатертному пер. в доме Соколова.
Ассортимент изделий был достаточно широким: церковная утварь, самовары, подносы, столовые наборы, подстаканники др. Для их изготовления использовались мельхиор, латунь, серебро и золото. Продукция матисеновской фабрики отличалась оригинальными формами, сложным рисунком. В отличии от фабрики накладного серебра Федора Эмме, у Матисена не использовали накладной серебряный бордюр. Изделия фабрики принимали участие во многих всероссийских художественно-промышленных выставках и практически всегда отмечались высокими наградами.
Благодаря хорошим доходам уже в 1880 г. семья Александра Христофоровича переехала в собственный дом на ул. Малая Дмитровка. Кроме того, Матисен вел активную общественную деятельность, являясь старшиной детских приютов г. Москвы, а с 31 марта 1871 г. стал казначеем Московского совета детских приютов. После смерти А. Х. Матисена в 1885 г. дело возглавила его жена Христина-Йозефина, московская купчиха с 1886 г. В это время фабрика уже находилась в Сретенской части г. Москвы, на ул. Садовой в доме Кавелина, а позже и в доме Бородина. Штат достигал 60 человек, клеймо осталось прежним: «А Матисен»; фабрика существовала до конца XIX в.
Одним из интереснейших изделий этой фабрики является самовар «Яйцо», изготовленный в «русском» стиле. Форма деталей и орнамент явно перекликаются с орнаментами затейливой мебели, изготовленной в знаменитой Абрамцевской мастерской.
Абрамцевский художественный кружок сыграл значительную роль в развитии русского прикладного искусства рубежа веков, в нем работали представители московской творческой интеллигенции.
Центром объединения стал известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов, оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы, а возглавляла мастерские в имении Абрамцево Елена Поленова, сестра известного художника.
Свои идеи для создания мебельных образцов она черпала во время поездок по российским деревням, из которых она всегда привозила зарисовки и эскизы различных орнаментов с предметов крестьянского быта. В абрамцевский кружок входили также такие художники, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Михаил. Нестеров, Иван Билибин, братья Васнецовы и др. Направление «русский стиль» было столь широким, что позволило сблизить архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство благодаря обращению к национальным культурным традициям.