Самовары делали представители разных сословий. Среди производителей можно встретить оружейников, крестьян, купцов и даже потомственных дворян. Конечно, сословная принадлежность давала разные возможности. Но делать самовары качественно и красиво стремились все. Любой подмастерье мечтал стать фабрикантом и выпускать свои собственные самовары с личным клеймом. Но не всем улыбалась удача!
С большой долей уверенности можно сказать, что Кондратию Дмитриевичу Горнину, деятельному и смекалистому крестьянину из села Большое Криволучье Тульской губернии, повезло больше, чем другим. Он основал семейное предприятие с привлечением наемных рабочих в 1872 году.
В 70-80гг 19 века фабрика К. Горнина боролась за «место под солнцем» и народную любовь. Помимо выпуска самоваров для небогатых людей Кондратию Дмитриевичу необходимо было сделать фабрику популярной и узнаваемой. Ведь, если доброе имя купца гремит на весь мир, растет и спрос, и авторитет!
Самовары фабрики Горнина участвовали в международных и российских выставках наравне с именитыми фабрикантами. Их продукция не раз была удостоена высших наград, в том числе серебряных и золотых медалей, врученных не только за отдельные модели, но и за комплекты, которые активно выпускала фабрика. В комплекты входили полоскательные чаши и подносы.
На фабричном клейме Горнина присутствует изображение двуглавого орла, а также имеются оттиски наград, полученных от Тульского общества сельских хозяев (Похвальный лист 1884 г.), от Каширского общества сельских хозяев (бронзовая медаль в 1887 г.) и за участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, где экспонировались самовары.
У Кондратия Дмитриевича было трое сыновей, унаследовавших семейное производство: Федор, Михаил и Василий. При правнуке Иване Васильевиче фабрика работала до середины 1920-х гг.
Самовар-ваза из латуни, экспонируемый в Музее самоваров и бульоток, возможно, произведен в начале ХХ века – в период, когда фабрикой управлял Иван Васильевич Горнин, ставший достойным наследником своего деда.
Безукоризненная проработка деталей, гармоничность и практичность формы самовара демонстрируют грамотный подход мастера к делу. Несмотря на растущую популярность самоваров, для небогатых людей водогрей во времена Ивана Васильевича все еще оставался мечтой. Дорогие материалы и сложный дизайн обходились в копеечку. Появление упрощенных и недорогих вариантов кухонной утвари нашло отклик у простых людей, желающих идти в ногу со временем.
Правильно выверенная стратегия предопределила спрос на самовары Горнина, а потому их производство процветало. Важно отметить, что крестьянское происхождение фабрикантов оказалось спасительным: после революции производство не было национализировано и продолжало успешно работать в период НЭПа. Таким образом, «верная» сословная принадлежность стала судьбоносной и продлила срок существования производства. Такая удача сопутствовала не всем. Чаще всего именно принадлежность к определенному сословию становилась причиной преследований и гонений, а также закрытия налаженного дела. Однако, это уже другая история…