19 января (6 января по старому стилю) все православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне иначе называется Богоявлением, потому что Христос показал себя миру как Спаситель и Мессия. Один из кафедральных храмов Тулы был посвящен именно этому празднику.
В 1817 году после посещения Тулы императором Александром I городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Проект собора, одобренный императором, представил архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848) в 1821 году. Это был храм в стиле классицизма с колонными портиками по трем сторонам и полукруглой апсидой, окруженной дорической колоннадой. Здание завершалось пологим куполом. Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу, но отсутствие инициативного руководства и помощи общества не позволили воплотить их в реальность: сменились губернатор города и руководство епархии, новое епархиальное начальство к строительству храма отнеслось равнодушно, к тому же деньги, собранные по подписке на строительство, куда-то испарились.
К строительству вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Главный тульский собор – Успенский, стоявший в Кремле, служил только в теплое время года, и город нуждался в теплом кафедральном соборе. Губернскому архитектору Павлу Андреевичу Дубровскому предложили разработать проект перестройки старого Успенского собора, но, изучив вопрос, он пришел к выводу, что при подобном переустройстве могут серьезно пострадать стенопись и иконы храма. Необходимо было новое здание.
В 1849 году церковный староста Успенского собора купец Вукол Зотович Кузовлев вновь поднял вопрос о теплом кафедральном соборе и предложил построить его на территории Тульского кремля. Идею поддержал также городской голова Николай Добрынин. Общественность назначила Кузовлева храмостроителем, и, зная его честность и распорядительность, поручила ему сбор средств на строительство.
Проект теплого собора составил архитектор Тульского оружейного завода коллежский асессор Михаил Алексеевич Михайлов (1805-1865). Согласно его чертежам собор имел в плане форму прямоугольника размером 35 х 53 м. Внутренне пространство делилось на три нефа восемью столбами, здание венчали пять куполов. Главный престол посвящался Богоявлению Господню, приделы – Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. Проект был одобрен Губернской строительной комиссией и был отправлен на утверждение в Петербург. Но столичному начальству творение провинциального архитектора не понравилось из-за «неблаговидности фасада». В течение нескольких лет шли переделка и утверждения проекта. В результате корректировки, проведенной Департаментом проектов и смет, была уменьшена длина здания и его форма: оно стало квадратным, с выступающими по всем четырем сторонам ризалитами. Члены департамента одобрили проект 26 января 1854 года, а 14 октября 1854 года он был утвержден императором Николаем I. Тульская духовная консистория получила проект уже 28 января 1855 года.
Закладка зимнего Богоявленского собора произошла 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен Тульского подвижного ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну. Производством работ по строительству собора заведовал архитектор Михайлов, хозяйственной частью – Кузовлев, а городской голова возглавил Комитет для производства строительных работ.
К лету 1857 года возвели стены и два яруса здания, через год были завершены все каменные и кровельные работы. Затем дело приостановилось из-за нехватки денег.
Тогда именитые граждане города и епископ Тульский и Белевский Алексий, стали решать, что нужно делать в первую очередь. Епископ Алексий предлагал позолотить одну из пяти глав собора; купцы считали, что необходимо произвести работы, которые ускорили бы освящение собора. Епископ Алексий заявил, что вызолотит главу за свой счет. Золочение было произведено московским купцом Сафроновым очень некачественно, так что скоро с центрального барабана позолота слезла, и его внешний вид сильно портил все здание.
В 1860 году московский иконописец Семен Борисов расписал купол храма изнутри. В том же году были сделаны три каменных крыльца с трех сторон здания, причем западное крыльцо имело стены и железную кровлю.
Окончательная отделка собора шла в течение 1861-62 годов: завершили стенную роспись, настелили дубовый пол, поставили четыре чугунных клироса, установили выполненный московским мастером Никанором Софроновым сосновый иконостас с иконами, написанными Семеном Борисовым.
Отапливался храм тремя духовыми печами, помещавшимися в подвале с калориферными камерами, из которых в собор были проведены пять тепловых душников.
7 ноября 1862 года Богоявленский кафедральный собор был освящен. Он имел длину 22.2 м, высоту до верха карниза – около 15 м. В соборе была 51 икона (27 больших и 24 малых) и три иконостаса.
Общая сумма затрат на его строительство и отделку составила 103 тысячи рублей. Пожертвования на строительство собора вносили епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). Немало утвари пожертвовал новому храму городской голова Николай Добрынин. Много усердия при строительстве Богоявленского собора проявил церковный староста В.З. Кузовлев, за что был награжден орденом Святой Анны.
В 1892 году в соборе устроили новинку, которой очень гордились все туляки — водяное отопление. В то время эта система отопления была примером не только для тульских, но и московских храмов.
Тогда же решили устроить в храме и надежную вентиляцию. Для этого требовалось 25 тысяч рублей. У храма были проценты капитала, пожертвованного 15 лет назад Степаном Ивановичем Трухиным, купцом 1-й гильдии, на золочение иконостаса, — 12 тысяч рублей. Церковный староста Игнатий Кузьмич Платонов принял мудрое решение: иконостас подождет, и добавил к 12 тысячам недостающие 13 тысяч из собственных средств.
В советское время судьба храма сложилась печально. В 1930-х годах он был закрыт. Здание приспособили под аэроклуб, а в 1950-е – под клуб физкультурников. Были снесены четыре малые главы храма, от них остались только кирпичные основания в чердачных помещениях. Луковичное завершение центральной главы заменили невысокой кровлей по кирпичному своду. После закрытия собора стены его многократно перекрашивались в разные цвета. Не дошла до наших дней и небольшая главка с крестом над западной папертью.
В 60-х годах XX века в Богоявленском соборе было решено разместить музей оружия. Здание было передано на баланс оружейного завода. В течение пятнадцати лет, начиная с 1972 года, велись работы по приспособлению здания под музей. Для этого на уровне окон второго света было сделано железобетонное монолитное перекрытие по металлическим балкам. В бывшем подвале разместили гардероб, подсобные помещения, санузел. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.
К сожалению, здание, имевшее прекрасные росписи, чугунные хоры, лепные позолоченные карнизы, перед его перестройкой так и не было обследовано.
Оформлением экспозиции музея оружия занимался комбинат декоративно-оформительского объединения «Росмонументискусство» г. Москвы. Эта же организация расписывала своды бывшего собора. Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южного и северного входов.
Сейчас в этом здании также находится музейная экспозиция: после переезда музея оружия в новый комплекс на ул. Октябрьской, здесь работает один из его выставочных залов.
К сожалению, ни одного храма в честь одного из главных христианских праздников в Туле более не существует.