В «День семьи, любви и верности» хочется сказать несколько слов об истории этого праздника. Святые благоверные Петр и Феврония – покровители семьи и брака, так как их собственное супружество многие века является образцом.
Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и вступил на княжеский стол в 1203 г. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанского княжества.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и тут уж Петр сдержал слово и обвенчался с Февронией.
Когда же он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута и братоубийство. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой.
Скончались они в один день и час – 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 г. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе: «… И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии, пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела…». (отрывок из повести «Повесть о Петре и Февронии Муромских», авторство – монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), XVI в.).
Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 г. Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти.
Первый памятник Петру и Февронии «Союз любви – мудрый брак» был установлен также 8 июля 2008 г. в г. Муроме.
В 2012 г. Тулу украсила работа К. Р. Чернявского: парная скульптура святых благоверных Петра и Февронии, установленная в Кремлевском саду. Кроме того. памятники этим святым можно найти во многих городах России: Екатеринбурге, Калуге, Батайске, Белгороде, Архангельске и др. Всего же на данный момент в России установлено 89 памятников Петру и Февронии.
Святых благоверных Петра и Февронию часто изображают с голубем в руках. Ведь голубь, символ чистоты, целомудрия и мира, как нельзя лучше олицетворяет лучшие человеческие качества, необходимые крепкому браку. У ног святых часто изображают также зайца – символ плодовитости. А местонахождение у ног пары – это еще и победа духовности над вожделением. Официальной эмблемой праздника стала ромашка – на языке цветов она обозначает юность, чистоту, скромность и искренность, совсем неплохие качества для каждой влюбленной пары. Но у чистоты и невинности, а также любви и плодородия есть и другие знаковые выражения.
В христианстве чистоту и невинность выражают херувимы, которые также являются защитниками человеческих душ. Со времен эпохи Возрождения их принято изображать в виде младенцев с голубиными крылами. Этот образ часто путают с образом Амура или Купидона (крылатые помощники богини любви в греческой и римской мифологии). Но языческие божки олицетворяют чувственное влечение, они капризны и непостоянны, они вооружены луком и стрелами, чтобы поражать страстью сердца смертных. В христианстве же младенец-херувим поддерживает Престол Господень, это — чистое небесное создание. Их изображения подчеркивали чистоту и непорочность святых мучениц и Божией Матери, как, например, на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» или Питера Рубенса «Мадонна в цветочном венке».
Цветочный венок – это еще один символ непорочности, поэтому незамужние девушки у многих народах носили на головах венки, как символ девства. Цветочные венки из мирта, цветов апельсинового дерева олицетворяют ангельскую чистоту и непорочность невесты во многих культурах и по сей день.
А вот уже плодовитость и прочие семейные добродетели выражает виноградная лоза и гроздь. Вообще, виноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы, символ духовной жизни и возрождения как в языческом, так и в христианском мирах. В Библии часто жену сравнивают с виноградной лозой: «Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего..» (Псалом №127). Виноградная кисть присутствует и в воспевании красоты невесты в библейской Песни песней царя Соломона: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти».
Символические херувимы и виноградные лозы часто использовались в качестве декора на различных предметах семейного быта, а также приданого невесты: мебели (кровати, сундуки, шкафы), посуде, столовом белье в мотивах вышивок. Один из таких предметов, «самовар для невесты», есть в Музее самоваров и бульоток.
Более 100 лет назад варшавская фабрика Романа Плевкевича получила заказ на изготовления самовара в приданое девице из состоятельной семьи. Чтобы подчеркнуть назначение изделия, готовящегося в приданое невесте, мастер решил украсить ручки, ножки и кран самовара символическими фигурами: головками херувимов и виноградными гроздьями. Этот декор был «говорящим» — ножки и ручки самовара служат для опоры и поддержки, так и чистота и невинность невесты станет основой и опорой будущего супружеского благополучия. А виноградная орнаментика сулит чадородие и богатство семейному очагу. Форма тулова – изящная рюмка – наверное хорошо гармонировала с образом юной изящной невесты.
Хочется верить, что жизнь семейной пары сложилась удачно, как и виделось мастерам-самоварщикам, изготовившим такой удивительный предмет!