В начале 19 века жители Чулковой слободы получили прекрасное место для отдыха и гуляний под названием Архиерейская дача.
В 1800 г. архиепископ Тульский и Белевский Мефодий обратился к командиру Оружейного завода генерал-лейтенанту князю Долгорукову с просьбой выделить для архиерейского дома кусок земли в Щегловской засеке. Указом императора и Военной коллегии просьбу удовлетворили, и благодарный Мефодий письмом от 28 июня 1800 г. рапортовал также о проведении 25 мая благодарственного моления с коленопреклонением и целодневным звоном в городских церквах и кафедральном Успенском соборе в честь благополучного выздоровления великого князя Михаила Павловича от оспы.
Правда, дело о выделении земли несколько застопорилось: в декабре 1800 г. князь Долгоруков был от должности отставлен. Только в 1804 г. член Правления завода коллежский советник Михайлов, бургомистр цехового разряда Мосолов, ратман того же разряда Косолапов и уездный землемер Евсеев изыскали землю в 30 дес. и составили план. При этом первоначально планируемую территорию они забраковали, найдя, что она далеко от города и заросла мелким лесом, необходимым для нужд завода: «…а потому мы вообще с …отряженным от архиерейского дома экономом иеромонахом Арсением из близлежащей к городу купленной в казну у помещика Верещагина так называемой Щегловской дачи предписанное количество земли назначив и сочинив об этом Полевой журнал…».
Место для архиерейского загородного дома лежало на левом берегу речушки Щегловки, недалеко от поворота ее к югу (теперь Щегловский ручей). К 1810 г. там был выстроен загородный дом-дача. В окрестностях дачи в летние дни проходили гуляния туляков. За порядком надзирали полицейские чины, а чтобы многочисленные торговцы и владельцы питейных лавок не нарушали благочиния, их убирали на расстояние не менее 40 саженей (более 80 м) от Архиерейского дома. В 1860-х гг. здесь начали возводить комплекс зданий будущего мужского Богородичного монастыря, открытого официально в 1868 г.
Недалеко от стен монастыря на берегу речки Щегловки располагался источник или колодезь, как его называли ранее, чья вода считалась целебной (существует и сейчас). К этому колодезю подвозили извозчики едущих на гуляния туляков и там же дожидались седоков обратно. Вот одна из иллюстрация майских гуляний 1866 г., когда комплекс зданий Щегловского монастыря уже существовал, но до официального учреждения обители еще оставалось два года.

Тульский Богородичный мужской монастырь. Фото нач. ХХ в. Источник: http://www.mlekopit.ru/upload/iblock/005/00539066598e30c1573e413a22083f9a.jpg
17 мая большая толпа гуляющих отдыхала, рассевшись на пригорках, где пили чай семейными компаниями. Одна из оружейниц Чулковой слободы Татьяна Никитична Колесникова продавала всем желающим чай из своего самовара, вокруг которого стояли фарфоровый чайник и чашки. Рядом сидело семейство Сумниковых, тоже за чаем. Еще один оружейник-чулковец Василий Иванович Лазарев, угостившийся на гуляниях спиртным, решил «пошутить»: пнул со всей силы кипевший самовар Колесниковой, перебил фарфоровую посуду. Опрокинувшийся самовар обварил кипятком сидевшую Марью Павловну Сумникову, но широкий кринолин юбки уберег ее от ожога.
Разгулявшегося оружейника попытались утихомирить полицейские, они связали его и повели к извозчикам, чтобы доставить в 4-ю полицейскую часть. Никто из извозчиков добром везти дебошира не соглашался, и, пока полицейские искали доброхота, оружейник сумел развязаться, напал на охранителей порядка, наставив им синяков и оторвав мундирные пуговицы (одного из полицейских, Захарова, вообще опрокинул на землю). Затем Лазарев убежал домой. Арестовали его только на следующий день и решением суда посадили в участок на неделю «за буйство».
В июне 1868 г. император Александр III утвердил определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении «Согласен и благодарит»: тому предшествовало ходатайство от граждан об основании монастыря в память о чудесном спасении жизни императора Александра II от покушения на него 4 апреля 1866 г. 30 сентября 1868 года монастырь был утверждён.
Строительство монастыря происходило на средства московского купца Макарухина Василия Ивановича, который первоначально жертвовал их через посредника, тайно. Он даже не присутствовал на торжественном освящении монастырского собора и долгие годы оставался «неизвестным благотворителем, следуя принципу, чтобы «левая рука не знала», какие благодеяния «творит правая рука».
Родился Василий Иванович 27 июля 1805 г. а семье московского купца Ивана Григорьевича Макарухина и Евдокии Ивановны (в девичестве Лащеновой). Более сорока лет он прожил в Замоскворечье на Пятницкой улице в приходе церкви Св. Великомученика Никиты, где воспитывался в духе богобоязненности и преданности церковным уставам. От деда и отца В. И. Макарухин унаследовал производство предметов церковной утвари: подсвечников, паникадил, чаш, купелей и других вещей. Церковная утварь Макарухиных по прочности, изяществу и небольшой цене пользовалась спросом по всей России.
Благотворительность Василия Макарухина распространялась как на нищих и убогих (он устраивал для них общие столы каждое воскресенье), так и на разные храмы и монастыри. Так, он помог в трудной ситуации настоятельнице Спасо-Бородинской обители игумении Филофее, когда матушка буквально пребывала в отчаянии: она перестраивала храм Св. Иоанна Крестителя, и в обители не осталось никаких средств, как вдруг неожиданно приехал Макарухин и вручил собственноручно тысячу рублей. Немалую поддержку Макарухин оказал русской армии: во время Крымской войны 1853-1856 годов он регулярно направлял фронту пожертвования для закупки провианта и медикаментов, за что был удостоен бронзовой медали на Аннинской ленте.
В 1859 г. на его средства возле архиерейского дома-дачи в тульской Щегловской засеке начали возводить здания будущего монастыря, а уже в 1870 г. в монастырь прибыли первые монахи. Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле стал духовным центром. Прихожане и паломники получили возможность исповедоваться и слушать наставления известного в Центральной России духовника обители старца Дометиана, в схиме Серафима Щегловского и Тульского, а также обрели личных духовников и наставников в среде тульского монашества. В 1879 г. основатель монастыря Василий Макарухин переселился из Москвы в Тулу на постоянное пребывание в своем монастыре, для чего выстроил себе деревянный двухэтажный бревенчатый флигель. С переселением Макарухина в монастыре началось совершение ранних литургий, на что было выделено им еще 10 тысяч рублей серебром.
В октябре 1882 г. Василий Иванович Макарухин построил на собственные средства гостиницу, чтобы дать приют богомольцам-паломникам. В январе 1884 г. он построил также каменное одноэтажное здание для трапезной, кухни и хлебопекарни, и каменную избу для хозяйственных помещений – сараев, амбаров, погреба и конюшни. По его инициативе и при непосредственном участии решено было устроить теплый храм в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра. Закладка храма была совершена 24 мая 1886 г. архимандритом Богородичного монастыря Иоанном (Воскресенским) с братией. Храм с двумя приделами был освящен 24 сентября 1889 г. в день памяти преподобного Никандра Пустынножителя, Псковского чудотворца. Для этого храма вновь была заказана икона Божией Матери «Млекопитательница» – в серебряной ризе с синими и красными камнями. Эта икона сохранена и до сих пор пребывает в храме в честь преп. Никандра Псковского. Весной 1890 года Макарухин принял монашеский постриг с именем Варсонофия. В том же году 26 апреля схимонах Варсонофий скончался. Тело схимника-ктитора было положено в нижней Пантелеимоновской церкви двухэтажного собора в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», под алтарем северного придела.

Келья схимонаха Варсонофия. Фото начала ХХ в. Источник: http://www.mlekopit.ru/upload/iblock/986/98677b9778218e4cc146aa542734a2e2.jpg
После революции знаменитый тульский монастырь был упразднен. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю и все владения монастыря национализировали. 14 марта 1922 г. уполномоченным Губоно был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Монастырская утварь и иконы были вывезены, и со временем многие из них утрачены.
Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в 1990 г., в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия.
Автор: Бритенкова Людмила Владимировна, хранитель Музея самоваров и бульоток