С 10 февраля 2024 года, согласно восточному календарю начинается год зеленого деревянного Дракона.
В китайской мифологии Дракон является символом власти, чести и благородства. Это мифическое животное может управлять ветром, дождём, приносить плодородие и богатый урожай. Деревянный Дракон имеет зелёную энергию, которая олицетворяет возрождение и рост. Также он считается трудолюбивым и молчаливым, не привлекающим к себе внимания. Именно такими качествами будут обладать все те, кто родится в 2024 году.
Образ дракона в Китае был сформирован очень давно, еще в 4-2 вв. до н.э. Дракон – воплощение силы небесной, несущей Благо. Китайский дракон – необычное животное, у которого есть рога, когти, чешуя, усы по сторонам рта, ряд острых зубцов на хребте. На макушке есть шишка, без которой дракон не может подняться в небо. Жемчужина – его непременный атрибут.
В литературе Китая есть разные образы драконов. Так, небесные драконы живут на вершинах гор и не участвуют в битвах, они желтого цвета с большой золотистой гривой и являются символом власти и могущества. Подземные драконы хранят богатства подземного мира и могут вызывать землетрясение и пробуждение вулканов, если их разозлить. Земляные драконы властвуют над водой – морями и реками. Божественные драконы управляют погодой, ветром, дождем, гремят громами и мечут молнии.
Покровителем Китая также является Небесный дракон, а Золотой дракон – эмблема китайской императорской семьи. Трон императора именовался троном дракона, лицо императора – ликом дракона, символом счастья был появляющийся дракон. Один из мифов повествует о том, что в ночь, когда родился Конфуций, два лазурных дракона спустились с неба и вошли в дом его матери. О дожде в Китае говорили: «Земля соединяется с драконом». А восход и заход солнца объясняли с помощью жемчужины, которую дракон то выплевывает, то заглатывает.
Дракон является также одним из самых распространенных образов в мировой символике. При этом в русской и китайской культурах его образы существенно разнятся. Есть много вариантов изображения этого существа. Но характерной, доминирующей чертой является змеиное начало. Дракон, как и змей, является хозяином водной стихии, часто выступает в качестве грозного стража сокровищ.
Сюжет борьбы со змеем (драконом) в христианской культуре также имеет древние корни. Он присутствует в житиях святых воинов Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, живших примерно в одно время в конце III – начале IV вв. и принявших мученическую смерть за исповедание христианства.
Широкую известность на Руси приобрело «Чудо о змие» – сказание о том, как св. Георгий убил страшное чудище, мучившее жителей некоего языческого города, и тем самым обратил их в христианство. Большинство исследователей русской религиозной культуры не усматривают между «драконом» и «змеем» никакой существенной разницы. Славянское слово «змий» зафиксировано еще в русских текстах XI в., а греческое слово «дракон» было заимствовано только в XVI в. В последующие эпохи оба эти слова использовались при описании одного и того же существа. Так, например, в Московской Библии 1663 г. фигурирует «змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана». В синодальном переводе Библии 1756 г. этот же фрагмент выглядит иначе: «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».
Из православной литературы образ дракона (змея) перешел в символику и геральдику, имея только отрицательное значение врага или какого-либо злого начала.
На русских княжеских печатях змей всегда изображался в попираем виде. На печати великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича был также изображен его небесный покровитель, святой великомученик Федор Стратилат, поражающие змея, как и на печатях его сына, св. благоверного князя Александра Невского.
Образ воина, поражающего змея (дракона), перекочевал и на печати Московских князей (младший сын Александра Невского Даниил стал первым московским князем). Только образ воина стал конным.
При Иване III образ воина-змееборца утвердился как главный символ Российской державы. Классический образ запечатлен на знаменитой печати 1497 г.: конный воин пронзает копьем крылатое чудовище с длинной шеей и хвостом. Этот образ был заимствован из иконографии св. Георгия Победоносца, которого многие русские князья считали своим покровителем, особенно в военных делах. Но только при Петре I всадник на московском гербе официально был назван святым Георгием.
Крылатые змеи существовали и на эмблемах других городов Российского государства, прираставшего землями в восточном направлении. Например, Зилант, который, согласно легенде, был змеиным царем, жившим на месте нынешний Казани. После того, как местные жители истребили всех змей, Зилант улетел на близлежащую гору, получившую его имя. Фигура Зиланта использовалась для обозначения Казанского царства уже в Большой печати царя Иоанна IV, правда в указе царя Алексея Михайловича 1666 г. приводилось его описание как «василиска»: «Печать Казанская на ней в каруне василиск, крылы золото, конец хвоста золот». В 1781 г. казанский герб с изображением Зиланта был высочайше утвержден Екатериной II.
Изображение собственно китайского дракона появилось только с более близким соприкосновением российской и китайской культур. В классическом изобразительном варианте китайский дракон сочетает в себе признаки девяти существ: голова как у верблюда, рога как у оленя, глаза как у зайца, уши как у коровы, шея как у змеи, живот как у морского зверя, чешуя как у карпа, когти как у ястреба, лапы как у тигра. Однако в отличие от христианской традиции, воспринимающей дракона как воплощение демонических сил, в китайской мифологии он – существо доброе, помощник и благодетель людей, символом мира и процветания.
Знакомство русских людей с традиционной китайской культурой началось еще в XVII в. В следующем столетии между двумя странами установились добрососедские торговые отношения. В это время единственным пунктом официальной российско-китайской торговли была Кяхтинская слобода – поселение в Забайкалье на границе с Цинской империей. Через Кяхту в Китай вывозились сукно, меха, юфть, из Китая доставлялись шелковые и хлопчатобумажные ткани, сушеные фрукты, табак. Но главным предметом импорта был чай. Именно Кяхта снабжала чаем всю Россию.
Расцвет русско-китайского торга в Кяхте пришелся на середину XIX в. В 1851 г. было образовано Кяхтинское градоначальство, которое спустя десять лет получило собственный герб: «В лазуревом щите золотая оторванная голова дракона, с червлеными глазами и языком, и сопровождаемая четырьмя золотыми гонтами». Однако голова на кяхтинском гербе ничем не напоминает китайского дракона, она больше напоминает европейского или чудовищную птицу. Составители герба руководствовались, скорее всего, типичной европейской геральдикой и не озаботились изучением китайской культуры.
К концу XIX в. кяхтинский торг пришел в упадок, а центр русско-китайского сотрудничества переместился в Приамурский край. В 1896 г. был подписан российско-китайский договор, по которому началось строительство Китайско-Восточной железной дороги. Для защиты дороги от нападений хунхузов и обеспечения правопорядка была образована Охранная стража КВЖД. Стражники носили особую форму: за образец было взято обмундирование русской таможенной стражи, но петлицы, канты, тулья фуражки и верх папахи были не зеленого, а желтого цвета. На кокардах и бляхах помещалось изображение китайского дракона, огибающего своим длинным туловищем крылатое колесо. Этот элемент обмундирования вызывал иногда неприятие среди нижних чинов. Так, генерал К. Н. Хагондоков, служивший офицером Охранной стражи, вспоминает, что этот образ вызвал серьезное волнение в уральской казачьей сотне. Казаки усмотрели в нем «печать антихриста» и отказывались носить. После усиленного увещевания начальства, казаки покорились, но папахи стали носить кокардой на затылке, чтобы «антихристова печать» не попала на лоб. (Хагондоков К.Н. Уральцы на охране Китайско-восточной железной дороги // Казачий союз. 1952. № 10-11. ).
Забайкальские и амурские казаки, жившие в непосредственном соседстве с Китаем, более спокойно относились к его национальным символам. В 1912 г. военный губернатор Забайкальской области, наказной атаман Забайкальского казачьего войска А. И. Кияшко инициировал создание самостоятельного войскового герба. В верхней части герба был помещен двуглавый орел – символ российской державы, в нижней части – красный извивающийся дракон на желтом поле. Таким образом, была обозначена Китайская империя и исходящая от нее опасность. При этом обращенная острием вниз стрела в орлиной лапе символизировала постоянную готовность казаков отразить нападение враждебного соседа. На основании этого герба также был выполнен эскиз нагрудного памятного знака для увековечивания памяти о даровании Забайкальскому казачьему войску 13 августа 1913 года императором Николаем II старшинства с 1655 года.
С началом Первой мировой войны и последовавшей революции работа над гербами казачьих войск была прервана. Но командование Забайкальского казачьего войска утвердило эскиз памятного знака, и даже была выпущена партия таких знаков.
В сознании жителей русского Приамурья дракон воспринимался уже как олицетворение соседнего государства, в отношении которого необходимо хранить бдительность.
В коллекции музея самоваров и бульоток есть также образцы с изображениями драконов, характерными как для русского декоративного искусства, так и для китайского. Так, на самоваре, предположительно, фабрики наследников В. С. Баташева ручки изготовлены в виде символического крылатого змея, такого же, как на печатях московских князей и иконах с Георгием Победоносцем. А на китайском чайнике – торжественное шествие драконов, расположенное в 2-х рядах на тулове и эмалевая вставка с теми же драконами на крышке. Надеюсь, что эти фантастические существа, представители российской и китайской символики, помогут нашему музею счастливо встретить 2024 год и провести его как можно удачнее.
Л. В. Бритенкова
Использованы материалы статьи В. А. Пушкарева «Драконы в официальной эмблематике царской России»