Ипполит Антонович Монигетти (1819-1878), выдающийся зодчий середины 19 в., был также талантливым художником-декоратором. Самовар «Петух», созданный по его эскизам – настоящее украшение любой коллекции декоративно-прикладного искусства.
Еще будучи выпускником Петербургской академии художества, Ипполит Монигетти побывал в разных странах Средиземноморья, где увлечено изучал архитектурное наследие. Во время своего путешествия он сделал несколько альбомов с зарисовками зданий и орнаментальных украшений. Полученный опыт Монигетти успешно использовал позже, когда получил очередной императорский заказ на благоустройство недавно приобретенного имения в Ливадии. В 1860 г. имение графа Л. С. Потоцкого «Ливадия» было приобретено для царской семьи (хотя купчая вступила в силу 10 марта 1861 г.). В 1861 г. император Александр II передал это имение в дар своей супруге, Марии Александровне, в августе того же года царская чета посетила свое приобретение и пришла в восторг от этого прелестного уголка Южного берега Крыма. Тогда же стало очевидным необходимость реконструкции имения, и работы по строительству новых и перестройке старых зданий были возложены на архитектора высочайшего двора Ипполита Монигетти.
Ему была предоставлена большая свобода действий, единственным ограничением была сумма бюджета – не более 260 тыс руб. (впоследствии сумму пришлось увеличить вдвое для выполнения задуманного в полном объеме). Так как Ливадия предназначалась для лечения императрицы, а не для официальных приемов, то решено было устроить все как можно проще и приближеннее к душевности семейного круга.
В первую очередь решено было расширить Большой дом, отделить от него церковь в самостоятельное здание, построить Малый дом для великих князей, дома для свиты, садовника, новую кухню. Перед отъездом в Крым Монигетти предоставил императрице на утверждении планы фасадов основных ливадийских построек. Стиль, предложенный зодчим, нашел полно одобрение Марии Александровны: его простота и изысканность вполне отвечала ее вкусам. Впоследствии И. А. Монигетти подчёркивал, что большинство зданий выполнено им в «татарском вкусе» Дворцовая Крестовоздвиженская церковь сочетала черты культовых сооружений Закавказья и Византии.
Архитектор отдал строительству 4 года. Отдаленность от России, основных поставщиков, сложности с доставкой материалов и подбором рабочей силы в тогда малолюдном Крыму стоили Монигетти многих сил и нервов. Только в сентябре 1862 г. приступили к закладке фундаментов дворцовой церкви и Малого дворца для великих князей, в октябре – к перестройке дома Потоцких в Большой дворец и строительству домов для свиты, кухни и др. Монигетти на 3 месяца уехал в Италию и Францию, где заказал мраморные украшения для зданий, мебель, отделочные и обивочные материалы для оформления интерьеров. В 1863 г. архитектору пришлось следить за строительством сразу 20 построек. В Ялту начали прибывать грузы, а зима выдалась очень холодной и снежной, дороги обледенели, и Ливадия оказалась отрезанной от источников строительных материалов. Тем не менее к лету 1863 г. Большой дворец был практически готов.
Австрийский художник фон Альт оставил 20 акварелей, на которых он запечатлел Ливадию 1863 г. Благодаря акварелям можно увидеть имение во всем великолепии. Жилые и хозяйственные здания, возведенные из местного камня, имели ровные, гладкие стены, сохранявшие естественный цвет гаспринского камня или оштукатуренные в светло-коричневые тона. Главным украшением всех построек были резные элементы из дерева: стрехи крыш, карнизы и кронштейны, колонки балконов, решетки. На их фоне ослепительной белизной сверкал дворцовый храм, возведенный из инкерманского камня с византийскими орнаментами и резными вставками из гаспринского камня.
В отличие от Большого дворца, который представлял собой капитальную реконструкцию старого дома Потоцких, малый дворец для наследника был полностью творением Монигетти и его настоящим шедевром. Путешественники, посещавшие Ливадию, оставляли полные восторга описания этого здания, подчеркивая его восточный колорит «У г-на Монигетти всякая деталь обработана до восхитительной степени совершенства!…».
Большое значение архитектор придавал созданию малых форм. Им были найдены удачные решения беседок, подпорных стенок, фонтаны. До сих пор сохранились «турецкая беседка» над тоннелем в парке, ставшая своеобразным символом Ливадии, фонтаны «Мария» «мавританский» и несколько мраморных чашеобразный.
Многогранность И. А. Монигетти проявилась и в художественном оформлении интерьеров. Им лично были сделаны чертежи и эскизы мебели и убранства Большого дворца в стиле Людовика XVI и в восточном стиле для Малого, рисунки посуды, заказанной специально для Ливадии. Художник создал более 900 эскизов только церковной утвари и одеяний для дворцового храма!
В 1866 г. состоялась приемка все построек, и архитектор был представлен к награде – ордену Св. Анны 2-й степени со знаком «возвышенного достоинства» — алмазным украшением в виде короны. Но высокие гости посещали «милую Ливадию» и раньше: в августе 1863 г. приезжала императрица Мария Александровна, осенью того же года – цесаревич Николай Александрович и Александр II. В августе 1867 г. в полностью обустроенном имении состоялся большой съезд императорской семьи, здесь решено было провести тезоименитство Александра II и устроить народное гуляние. Тогда же в имении прошли и несколько официальных приемов, в том числе американских пассажиров парохода «Квакер-Сити», среди которых был знаменитый писатель Марк Твен.
Из более чем 70 зданий Ливадии, созданных под руководством Монигетти, сохранилось до наших дней немного: Крестовоздвиженская дворцовая церковь (теперь встроенная в новый Большой дворец), фонтаны и беседка в парке, дом садовника в Ялте. Большой дворец был перестроен при Николае II по проекту архитектора Н. П. Краснова, Великолепный Малый сгорел в 1941 г. и на его месте теперь установлен памятник императору Александру II. Но и оставшиеся шедевры Монигетти до сих пор вызывают восхищение изяществом своих форм и красотой орнаментов.