Масленица – один из древнейших народных праздников. Ее обряды складывались на протяжении не одного столетия. Масленица представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В ней переплелись аграрные и семейные обряды, отголоски языческих и христианских представлений о человеке и устройстве окружающего мира.
Праздновать масленицу начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы», «проща», «прощение», «прощеный день», «целовальник».
Встреча масленицы сопровождалась песнями:
А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядели…
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гадливые.
К первому дню масленицы устраивались общественные горы, вислые и круглые качели, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы со сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладких яств — значило в старину: жить в горькой беде, или по старости лежать на смертном одре, или сидеть калекой без ног.
В середине XIX – начале ХХ вв. масленичные гулянья в Туле проводились на набережной р. Упы у Кремлевских стен и в Кремлевском саду. Здесь устанавливали временные деревянные павильоны, где выступали жонглеры, фокусники и клоуны. Большой популярностью пользовался и традиционный кукольный театр «Петрушка». Рядом с аттракционами устанавливали высокий деревянный столб, смазанный салом, наверху которого привязывали ценный приз (обычно часы, шапка или пара сапог). В лазании на столб состязались ремесленники, рабочие Оружейного и Патронного заводов.
В понедельник начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим на помин усопших, а молодые приглашали тещу учить печь блины. Туляки любили посещать трактиры на Пятницкой (ул. Металлистов), Воронежской (ул. Оборонная) и Жигалинской площади (ул. Благовещенская). Популярными у туляков были копеечные «кружевные» блины. При рассмотрении на просвет они действительно напоминали кружево и были очень нежными и вкусными. Блины подавали с маслом или сметаной, медом или патокой, вареньем или повидлом. Но быстрее всего разбирали блины, начиненные красной икрой.
Во вторник с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья устраивали горы для сестер среди двора. Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной. После нескольких угощений гостей отпускали потешаться на горы. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.
На «лакомки», в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. В Туле тещи для зятьев пекли, кроме блинов, оладьи и творожники. Оладьи получили свое название, вероятно, от слова «Лада» – это имя языческой богини любви и весны.
С оладьями связан один любопытный обычай: мальчики нанизывали на палочку по семь оладий, залезали с ними на высокий столб и «высматривали» Масленицу с криками: «Масленица идет! Масленица идет!» Когда же они считали, что увидели Масленицу, кричали: «Масленица пришла!» – после чего слезали со столба и раздавали оладьи под считалочку:
Первый – прохожему на помин души;
Второй – родной матушке;
Третий – родному батюшке;
Четвертый и пятый – сестрицам-молодицам;
Шестой – братцу-молодцу;
Седьмой – сьем сам.
В «широкий четверг» начинался масленичный разгул: катанье по улицам и кулачные бои. Чайная на р. Упе была наполнена посетителями, на балконе гремела музыка и слышались русские песни. На гулянии зачастую разбрасывали всем на радость – а особенно детворе – маленькие круглые пряники, которые, к тому же, могли быть «именинными», то есть на которых было отпечатано имя возможного владельца.
Ледяные горы были украшены башнями с разноцветными флагами. Увеселяла всех устланная коврами огромная лодка на полозьях, запряженная восемью лошадями. Купечество, следуя обычаю кататься по улице Киевской (пр. Ленина), спускалось в экипажах на реку. Группа актеров давала по два представления в день, в театре шли спектакли, в Благородном собрании – балы.
В пятницу устраивали «тещины вечерки» – ответный визит тещи к зятю. Приглашения бывали почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылать нарядных «зватых». Чем больше бывало «зватых», тем теще более оказывалось почестей.
На «золовкины посиделки» молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки (сестры ее мужа) были еще в девушках, то невестка созывала своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, то она приглашала родню замужнюю. Затем гости вместе с невесткой объезжали всех золовок. Новобрачная невестка была обязана одаривать своих золовок подарками.
На реке в субботу строили снежный городок с башнями и ворота. После этого одна команда защищала городок, другая должна была занять его. Охранители вооружались метлами, а штурмующие – палками. Нападающие врывались в ворота и разрушали городок. После взятия городка его «воеводу» купали в проруби. Потом начиналось всеобщее угощение, и с песнями возвращались по домам.
Воскресенье – прощеный день. С утра ходили на кладбище, поминали покойных родителей, просили у них прощения. По обычаю на могилах оставляли блины. Прощальный поезд из дровень и саней назывался круг или конец. Запрягали такой поезд людьми, и он разъезжал всем улицам, впереди и вокруг него пели и плясали скоморохи.
![Масленица на Казанской набережной в г. Туле. Фото 2020 г.](https://www.samovarmuseum.ru/wp-content/uploads/2022/03/sozhzhenie-masleniczy.jpg)
Масленица на Казанской набережной в г. Туле. Фото 2020 г.
Наиболее известным обрядом этого дня (дошедшим до наших дней) является сожжение куклы Масленицы. Эту куклу делали день масленичной недели. Ее основа –большая (в человеческий рост) крестовина из дерева, которую сверху накрывали лыком или соломой, крепившейся нитками или веревками. Кукла изображала женщину, одевали ее, соответственно, в женские одежды. Косынка обычно была красного цвета (иногда желтого или оранжевого), юбка в горошек или с цветочным рисунком, пояс красочный. Кукле заплетали две косы, на руки ей вешали, завязывая узелком, цветочные тесемки из ткани (эти тесемки оставляли на ней и во время сожжения: они олицетворяли болезни, печали и беды, поэтому должны были сгореть). На куклу часто вешали шарманку, звук которой отгонял злых духов, и блинную посуду: небольшую сковородку, ситичко для просеивания муки, ложку, мутовку, а так же прихватку и салфетку. Наряженную Масленицу ставили на пригорке и каждый день в течение масленичной недели приходили с ней здороваться. В Прощенное воскресенье куклу раздевали и сжигали: ритуальное сжигание чучела было необходимо для воскресения его силы в злаках.
![Куклы народного мастера И. Агаевой «Домашняя Масленица»](https://www.samovarmuseum.ru/wp-content/uploads/2022/03/kuly-masleniczy.jpg)
Куклы народного мастера И. Агаевой «Домашняя Масленица»
Бытовала и кукла Домашняя масленица, её называли дочкой или младшей сестрой масленицы большой. Домашнюю масленицу выставляли в окнах и дворах в тот день масленицы, когда молодые приходили к теще на блины. По традиции Домашней масленицей встречали молодых в русских деревнях. Домашняя масленица представляла собой соломенную куклу с белым тряпичным лицом. По традиции её делали, как и большую масленицу, на крестовине из дерева. Из дома Домашнюю масленицу выносили только на Масленицу и на свадьбу. А когда в доме случалось несчастье – кто-то заболевал – Домашнюю масленицу снимали с привычного места и переворачивали три раза по часовой стрелке со словами: «Отвернись со злом, повернись с добром».
В воскресенье новобрачные ездили по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Кроме подарков приносили и пряники, испещренные узорами и надписями: «Кого люблю, тому дарю», «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай, и подарок не забывай», «Милости просим нашей хлеба-соли», «За все благости наше низкое челобитьице». Тульские пряники считались дорогими подарками.
Прощение между родными и знакомыми происходило вечером. Прощаться приходили родные к старшему в роде, бедные к богатым. На прощение приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою».
Прощение заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Прощение между домашними бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После них приходили все находящиеся в услужении и «справляли свое челобитье».
![Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке. 1897 г. художественный музей г. ЧереповцаБ. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке. 1897 г. художественный музей г. Череповца](https://www.samovarmuseum.ru/wp-content/uploads/2022/03/kulachnyj-boj-b-m-kustodiev.jpg)
Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке. 1897 г. художественный музей г. Череповца
В понедельник после масленой недели пекли пресные блины, называвшиеся «тужилками по масленице». В этот устраивали кулачные мои, чтобы «вытряхнуть» блины, и ходили в баню. Самые отчаянные бои стенки на стенку устраивали жители Заречья и Чулковой слободы на берегу реки Упы. Известный русский фольклорист И. П. Сахаров называл имена знаменитых тульских бойцов XIX в.: Алеша Родимый, Никита Долговяз, Тереша Кункин, братья Походкины и Зубовы. У бойцов существовал свой «профессиональный» язык. Например, «дать блоху» означало ударить по шее, «пустить звонаря» – ударить по уху. Бились честно, без оружия, только руками, и лежащего не трогали. На следующий день соперники мирно встречались на посиделках. Вместе плясали, пили и ели, вчерашние схватки обсуждали. Отличившиеся в кулачном бою становились известными, их почитали как героев праздника.
Использованы материалы статьи И. В. Агаевой «Масленица в Туле»