О фабрикантах – ювелирах Фаберже, знают, пожалуй, все. А вот имя Павла Акимовича Овчинникова (1830-1888) сейчас известно только профессионалам: ювелирам, музейщикам, коллекционерам. Между тем изделия его фирмы являются уникальными по красоте и изяществу, исполненными с применением самых разных техник, приемов и стилей. Согласно оценкам российских и зарубежных экспертов фирма Овчинникова относится к наивысшей категории предприятий золотого и серебряного дела царской России: все изделия фабрики, как по рабочим характеристикам, так и по стоимости поставлены в один ряд с именитыми произведениями ювелирного искусства Фаберже.
Судьба Павла Овчинникова была очень непростой: крепостной крестьянин князей Волконских из подмосковного села Отрадное рано обнаружил способности к рисованию. В 1842 г. двенадцатилетним подростком он был отправлен хозяином для развития художественных способностей в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Получив вольную, Павел в 1850 г. женился и на приданое жены организовал в Москве фирму золотых и серебряных изделий, которая со временем стала одним из главных ювелирных предприятий Москвы. На выставке 1865 г. его работы получили золотую медаль, а сам Павел Акимович удостоился звание придворного поставщика.
Ювелирное производство Овчинникова неоднократно являлось исполнителем крупных государственных заказов для императорского двора и славилось своими работами. С 1865 года фирма получает высочайший статус «придворной мастерской». В 1872 году предприятию присваивается звание «поставщика Двора Его Императорского Величества», в 1878 году — звание «поставщика Двора Великого князя Михаила Николаевича». В 1881 и 1896 годах статус придворного поставщика был подтвержден.
Успеху работ Овчинникова способствовало его сотрудничество с известными художниками и архитекторами: рисунки для его изделий исполняли академик Борников, прекраснейший рисовальщик, Л. Жуковский, Лансере, Обер, Опекушин, Чичагов, Микешин, Даль, и сам Ипполит Монигетти, отличный архитектор-практик, великолепный сочинитель уникальных орнаментов и рисунков для художественно-промышленных производств (самовар «Петух» был создан по его рисункам). Многие изделия фабрики Овчинникова создавались в так называемом «русском» стиле, подражавшем в формах и декоре образцам древнерусского искусства.
Павел Овчининков придавал совершенствованию технологической базы и расширению способов художественной выразительности гораздо большее значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила восстановить утраченную за многие столетия технику перегородчатой эмали. Образцы изделий с использованием этой техники демонстрировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.
Мастера фирмы освоили другой уникальный технический прием – витражную или оконную эмаль. До последней декады XIX века этот технический прием в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. на предприятии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями, главным образом, в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традиционных технических приемов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.
Фирма Овчинникова постоянно развивалась, была своего рода новатором в использовании различных приемов при создании ювелирных предметов. Это способствовало выделению торгового дома Овчинникова среди его конкурентов, таких как дома Хлебникова, Курлюкова и многих других.
Как петербургский коллега Карл Фаберже, Павел при производстве ювелирных изделий делал акцент на высокое качество и прочность изделий, использование новых технологий. Он постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства.
Павел Акимович был одним из первых русских промышленников, кто понял важное значение профессиональной подготовки и образования и открыл при своей фабрике художественную школу для своих ювелиров, где обучалось 130 учеников. В течение 5-6 лет они изучали общеобразовательные предметы для общего развития и специальные для развития мастерства: рисунок, черчение, лепку из глины, лепку из воска, каллиграфию. Уже в 1882 году школа была отмечена серебряной медалью художественно-промышленной выставки в Москве за «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников». Непосредственно сам фабрикант Овчинников заслуженно получил почетное право клеймить свои изделия государственным гербом рядом с клеймом фабрики.
П. А. Овчинников щедро делился своим опытом со всеми фабрикантами драгоценных изделий. В 1881 году в целях популяризации профессионального обучения он опубликовал книгу, в которой рассказывал и обосновывал необходимость и эффективность организации специальных школ при фабриках.
1870–1880-е годы стали временем наивысшего расцвета фабрики П. А. Овчинникова. Еще в конце 1860-х фирма получила право украшать свои изделия государственным гербом и открыла свой первый магазин в Москве — на престижном Кузнецком Мосту. Через несколько лет магазин фирмы Овчинникова появился и в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, а потом открылся еще один магазин в Москве, на Ильинке.
После смерти Павла Акимовича в 1888 г. дело продолжили его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай. Михаил Павлович, возглавляя петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев: Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович. Во многом изделия мастеров Овчинникова являлись законодателями моды, зачастую не только продолжая сложившиеся традиции, но и формируя новые тенденции серебряного и золотого дела второй половины ХIХ и начала ХХ веков.
К сожалению, в результате политических и экономических потрясений революции 1917 г. фабрика была закрыта.
Фирма Овчинниковых имела многочисленные награды и звания, не только отечественные, но зарубежные от императорских, королевских и княжеских домов. Ассортимент фирмы включал как предметы быта (посуду, письменные приборы и пр.) так и предметы культа: потиры, складни, оклады для богослужебных книг и икон. Многие из этих изделий находятся в государственных музеях России, а также в коллекциях европейских королевских домов.
В коллекции музея самоваров есть прекрасный серебряный самовар петербургского отделения фабрики, когда дело там возглавлял Михаил Павлович Овчинников. Не имея никаких декоративных излишеств, самовар, тем не менее, производит удивительное впечатление легкости, изящества и простоты, что всегда отличало работы фабрики. Накладки-хватки из слоновой кости дополняют впечатление. Посетители музею имеют прекрасную возможность познакомиться с изделием одного из лучших ювелирных домов старой России, основанного золотых дел мастером и мануфактур-советником, основателем национальной ювелирной школы, почетным гражданином Москвы, гласным Московской городской думы Павлом Акимовичем Овчинниковым.