25 января – один из любимейших праздников молодежи и всех студентов – Татьянин день. Это памятная дата, когда восточные христиане почитают раннехристианскую мученицу Татьяну. Девушка происходила из знатного римского рода, была доброй и смиренной христианкой. Согласно преданию, ее и ее отца обезглавили язычники. Поэтому Татьянин день изначально был не таким уж веселым праздником, пока 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна не подписала указ об основании Московского университета. Поэтому день Татьяны называют еще и Днем студента. А святую мученицу считают покровительницей наук и студенчества.
Для студентов плохой приметой считается учить конспекты и вообще заниматься учебой на Татьянин день. Хотя в это время, как правило, у многих сессия уже заканчивается и начинаются каникулы – так что примета для них не актуальна. А еще раньше нельзя было усмирять гуляющих в этот день студиозусов. А праздновали они когда-то широко и весело, особенно славились московские студенты…
По окончании святок по Москве прокатывался еще один буйный праздник – Татьянин день. Поначалу он был чисто корпоративным торжеством Московского университета, поскольку 12 января, в день святой Татьяны, был подписан императорский указ о создании этого славного учебного заведения. В XX веке «Татьяну» справляла уже вся студенческая молодежь Первопрестольной.
Начинался праздник, естественно, на Моховой улице в университетской церкви во имя св. Татьяны, где служили молебен, затем в присутствии высокопоставленных гостей проходил торжественный акт. Обычно во время него с речью, специально написанной к этому дню, выступал ректор и происходило награждение студентов, показавших незаурядные успехи в учебе. Газета «Голос Москвы» в 1910 г. писала: «Актовый зал набит битком: тут и шитые камергерские мундиры, и косоворотки, и красные ленты через плечо, и красные рубашки, выглядывающие из-под засаленных тужурок, и девушки в простеньких нарядах».
Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович до 1905 г. (когда погиб от руки террориста Каляева) каждый год приезжал на торжественное заседание вместе с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной. В связи с этим у студентов возникло поверье: кому удастся получить цветок из букета, поднесенного от университета великой княгине, тому на экзаменах будет сопутствовать удача. После акта лестница обычно была запружена нерадивыми студентами, и великая княгиня, пройдя сквозь этот строй, выходила из университета без единого цветочка.
Как только высокопоставленные гости уезжали, молодежь брала празднование в свои руки. После неоднократного исполнения студенческого гимна «Gaudeamus» и пламенных речей во славу науки веселье выплескивалось в трактиры и рестораны средней руки.
Выпускники прежних лет, уже маститые врачи и адвокаты, так же сходились отметить праздник, но уже в местах более фешенебельных. Сложились даже особые места, излюбленные разными профессиональными группами: юристы, например, предпочитали ресторан «Прага». Но все же главным центром веселья в начале XX века был ресторан «Эрмитаж». Шумными толпами, с песнями и плясками группы студентов добирались до ресторана, собирая и вовлекая к себе все новых празднующих.
До 5 часов вечера в «Эрмитаже» праздник проходи более-менее спокойно: обедали, говорили речи. После 17.00 градус повышался. Служители до этого времени старались внести из обеденных залов все мало-мало ценное и бьющееся, потому что вечером начиналось настоящее столпотворение: одновременно слышатся речи, песни на разных языках, начинается пьяная кутерьма и танцы.
В 21.00 «Эрмитаж» пустел. Толпа на извозчиках или пешком спешила к Тверской заставе, в рестораны «Яр» и «Стрельна», где гуляние достигало апофеоза: там в этот день не пели хоры, не пускали обычную публику, закрывали буфет и за стойкой наливали прямо из бочонков только пиво и водку. Безумные игрища и танцы продолжались до 3-4 часов ночи. Потом студенты возвращались в город, попутно могли устроить факельное шествие.
В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский отмечал, что вместе со студентами в «Эрмитаже» праздновали Татьянин день либеральные профессора, писатели, земцы, адвокаты. Они занимали отдельные кабинеты, но любили выходить в зал, чтобы пообщаться с «молодым племенем». В обычае подвыпившей молодежи было водружать любимых наставников на столы и требовать произнесения речей. В воспоминаниях писателя А. В. Амфитеатрова приводится одна из них, произнесенная профессором А. Н. Маклаковым: «Владимир Святой сказал: «Руси есть веселие пити». Грибоедов сказал: «Ну вот, великая беда, что выпьет лишнее мужчина?» Так почему же и нам, коллеги, не выпить в наш высокоторжественный день во славу своей науки и за осуществление своих идеалов? И мы выпьем! И если кого в результате постигнет необходимость опуститься на четвереньки и поползти, да не смущается сердце его! Лучше с чистым сердцем и возвышенным умом ползти на четвереньках по тропе к светлым зорям прогресса, чем на двух ногах шагать с доносом в охранку или со статьею в притон мракобесия (т. е. в газеты консервативного толка, например «Новое время» или «Московские ведомости»).
Воодушевленными свободолюбивыми речами студенты, как правило, начинали качать ораторов. Побывав в их руках, либерал-профессор часто оказывался в порванном костюме или с телесными повреждениями.
Л. Н. Толстой, кстати, был большим противником подобного времяпровождения. Еще в 1889 г. он выступил со статьей накануне Татьяниного дня, в которой призывал молодежь опомниться и не превращать праздник просвещения в подобие престольных праздников в глухих деревнях, где крестьяне от безысходности напиваются до скотского состояния. В 1910-е годы, поддерживая линию Толстого, Городская дума предлагала студентам в Татьянин день вместо пивных посетить антиалкогольный музей, располагавшийся возле Никитских Ворот.
Еще одной традицией строго московского студенчества было под утро забираться на Триумфальные ворота и пить «растанную чашу» («прощальную») в компании с бронзовой фигурой Победы. По этому поводу извозчики шутили: « Во всей Москве только два кучера непьющих: один на Большом театре, другой на Триумфальных воротах. Да и то, «Трухмального», как ни крепко держится старик, а на Татьяну студенты непременно накачают».
Полиция снисходительно относилась к подвыпившим студентам. Особо буйных забирали в кутузку, не иначе, как поздравив с праздником. Студентов, одетых по всей форме, вести пешком в участок было запрещено, везли только в крытом экипаже, чтобы не «позорить форму».
«Типы студентов и курсисток». Открытки художник-карикатуриста. В. Кадулина. Начало ХХ в.
Со временем студенческое буйство стало спадать. В 1910 г. Татьянин день вообще был отпразднован очень скромно. Студенты, посидев по пивным и ресторанчикам, без эксцессов разошлись по домам. А в 1914 г. газета «Московские ведомости» отмечала: «Празднование становится все более бесцветным – «ненавинченная молодежь» (т.е. избавленная от влияния революционных агитаторов) потеряла вкус к демонстративным выступлениям». Поскольку «Стрельна» была закрыта, а в «Яре» отменили обычную программу, основными центрами веселья стали городские рестораны «Бар», «Аполло». Новинкой сезона 1914 г. стало участие в застольях и танцах «курсисток» (Слушательниц высших женских курсов в дореволюционной России конца 19 — начала 20 вв.).
В 1914 г. студенты по какой-то причине «качали» не любимых наставников, призывавших к свободе, а попавших под руку полицейских. Последний раз московские студенты отметили «Татьяну» более-менее традиционно – в «Стрельне» с шумом и купаниями в аквариуме для стерляди – в 1917 году.
Из книги В. Руга, А. Кокорев «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века»