25 января – один из любимейших праздников молодежи и всех студентов – Татьянин день. Поначалу он был чисто корпоративным торжеством Московского университета, поскольку 12 января, в день святой Татьяны, был подписан императорский указ о создании этого славного учебного заведения. В XX веке «Татьяну» справляла уже вся студенческая молодежь. Но гордое звание «студент» относилось лишь к мужчинам. Для женщин получить высшее образование можно было на специальных женских курсах, следовательно, она могла быть только «курсисткой».
После Крымской войны в России зародилось женское движение за равноправие с мужчинами, и именно с этого времени понятие «эмансипация» общественным мнением в России стало восприниматься резко негативно, отожествляясь с нигилизмом. В марте 1861 г. домашняя учительница Л. Ожигина подала в Харьковский университет прошение с целью получить разрешение посещать лекции на Медицинском факультете. Совет университета, а затем и попечитель учебного округа к окончательному решению прийти не смогли. Пройдя ряд инстанций, прошение дошло до министра просвещения, который, в принципе не имея ничего против, передал его Александру II, а тот, в свою очередь, решил вообще рассмотреть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчинами. Главное правление училищ запросило на этот предмет все российские университеты: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский дали положительный ответ, а Московский и Дерптский – отрицательный. Так, в ряде университетов при отсутствии прямого запрета женщинам было разрешено посещать лекции, а две дамы даже были приняты в Медико-хирургическую академию. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне и в печати.
В 1867 г. российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения. В 1868 г. около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин, написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.
В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в Москве – сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. Одним из обязательных документов для поступления на курсы было и письменное разрешение на учебу от старшего мужчины в семье (мужа, отца или брата).
5 мая 1872 г. при императорской Медико-хирургической академии в виде эксперимента было решено открыть четырехгодичный «курс для образования ученых акушерок». Само название было весьма характерным, поскольку лишний раз подчеркивало, что в области медицины женщина должна ограничиться только акушерством.
В 1876 г. женские курсы были отделены от медицинской академии и переведены в ведение Николаевского военного госпиталя, а обучение стало пятилетним. Фактически, с этого момента «курс для ученых акушерок» превращается в женские врачебные курсы. В этом же году их окончило пять женщин.
Чуть раньше, в 1869 году, педагог начальной школы Иосиф Иванович Паульсон открыл в здании 5-й Санкт-Петербургской мужской гимназии, у Аларчина моста, так называемые Аларчинские подготовительные курсы, которые помогали женщинам подготовиться к лекционной системе Владимирских курсов. Здесь изучали русский язык, геометрию, алгебру, физику, педагогику, ботанику, зоологию, географию. Существовали курсы за счет платы за обучение, частных пожертвований, доходов от благотворительных концертов и т. д.
В 1884 году новый министр народного просвещения И. Д. Делянов составил всеподданнейший доклад, в котором создание высших женских курсов объявлялось «роковой случайностью». Для устранения этих ошибок и случайностей, по мнению Делянова, необходимо было принять срочнейшие меры. И в 1886 году Министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании.
С приходом к власти Николая II отношение к курсам стало более либеральным. К этому времени в стране развернулось широкое общественное движение в поддержку высшего женского образования, и в 1897 г. в Петербурге опять-таки на собранные частные средства был открыт Женский медицинский институт. Он, как и курсы, не обеспечивался государством, поэтому плата за пятилетнее обучение вводилась довольно высокая, а учиться здесь могли женщины, получившие предварительное среднее образование: кончившие гимназию с медалью или отличием, поскольку в 1900 г. конкурс был три человека на место, — в момент открытия произвели набор в 190 человек. Формально новый институт был поставлен ниже медицинских факультетов университетов: выпускницы могли занимать врачебные должности только в женских отделениях больниц, не имели права самостоятельно проводить судебно-медицинскую экспертизу, не допускались к соисканию степени доктора медицины, вследствие чего доступ к профессуре для них закрывался. Лишь в 1904 г. институт был принят в ведение Министерства народного просвещения, и на слушательниц были распространены права студентов медицинских факультетов. В 1913–1914 гг. здесь училось более 1200 женщин.
С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами, а с 30 мая 1910 г. свидетельства об окончании Бестужевских курсов были приравнены к дипломам университета.
13 мая 1906 г. на Бестужевских курсах открылся новый юридический факультет, где читали энциклопедию и философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию, а в качестве факультативов: богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки.
Но на практике доказать свое право состязаться в суде бестужевкам пришлось долго. В 1909 г. бестужевка Е. А. Флейшиц была принята помощником присяжного поверенного округа Петербургской судебной палаты. Однако на первом же ее деле о краже бильярдных шаров товарищ прокурора попытался доказать невозможность проведения процесса в связи с участием в нем женщины в качестве защитника, а после того как судья отказал ему, покинул судебный зал, сорвав заседание. В сердцах Екатерина Абрамовна бросила ему вслед: «Вот уж поистине противная сторона!».
В стране разгорелась дискуссия о том, можно ли допускать женщин к адвокатской работе. У противников было множество аргументов, например: женщины «неразвитые, юридически необразованные, практически не подготовленные», они могут кокетничать с судьями и присяжными заседателями, влияя таким образом на принятие решения в свою пользу, необходимо «пощадить женскую природную стыдливость» и поберечь нервы женщинам и т. п.
Выдающийся русский адвокат А. Ф. Кони выступил с речью в Государственном Совете, защищая женщин-адвокатов: «Разве суд – это компания кутящих мужчин, где говорят непечатные слова и рассказывают неприличные анекдоты?… В заседаниях суда женщины присутствовали и в качестве сторон, и обвиняемых, и потерпевших, и свидетелей. Не говоря о том, что заседания суда были публичные, и дамы присутствовали среди публики, что суд нисколько не стесняло. Почему же их должно смущать присутствие дамы как адвоката?» Тем не менее, до 1917 года женщинам доступ в адвокатуру был закрыт.
К 1913 г. В С.-Петербурге насчитывалась 11 курсов, не считая самых престижных – Бестужевских. «Спутник гимназистки» на 1909-1910 учебные годы давал сведения о 127 высших женских учебных заведениях, в которых девушки могли продолжать образование. Например, Фребелевские (по имени основателя, Ф. Фребеля)- платные педагогические учебные заведения (срок обучения до 3 лет) для подготовки воспитательниц детей дошкольного возраста в семьях и детсадах. После 1917 Петроградские Фребелевские курсы преобразованы в Институт дошкольного образования.
Среди курсисток были и будущие ученые с мировым именем: первая женщина, получившая ученую степень доктора геолого-минералогических наук, – Вера Варсанофьева; первая русская женщина-физик, получившая мировую известность в научном сообществе, – Александра Глаголева-Аркадьева (в 1916 году изобрела рентгеностереометр), писательницы Александра Яковлевна Бруштейн и Ольга Дмитриевна Форш; поэтессы Софья Яковлевна Парнок и Анна Дмитриевна Радлова, историки Екатерина Вячеславовна Балобанова (Балабанова), Милица Эдвиновна Матье, Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская; педагоги Анна Ильинична и Ольга Ильинична Ульяновы, Надежда Константиновна Крупская и многие другие.
Материал подготовила
Бритенкова Л.В., хранитель Музея самоваров и бульоток
Музей самоваров и бульоток
Адрес: 201 км. трассы М2 «Крым», д. Грумант, Щекинский район, Тульская область
На главном фото статьи — курсистки высших женских курсов в г. Москве. Фото 1912 г. Источник: архив Государственного Дарвиновского музея https://www.darwinmuseum.ru/