Эпоха «ампир», царившая в первой четверти XIX века, сменилась неоклассицизмом. В моде оказались: минимализм в декоре, симметричность, доминирование строгих линий и соблюдение пропорций. Лаконичность и сдержанность стали влиять на создание предметов повседневного быта. Именно в таком стиле выполнены самовары братьев Сомовых из Тулы.
Расцвет фабрики Сомовых пришелся на 1850-1860-е годы, когда в управлении фабрикой принимали участие сыновья Прасковьи Дорофеевны Сомовой, с 1841 года занимавшейся самоварным делом.
«Сомовские» вазы с шейкой без прорезей-поддувал всегда узнаваемы по сочетанию рельефного фасона, ручек с декором раковины и чешуйчатого репейка. Эта форма самовара близка к классической форме, но ее отличительной чертой является отсыл к античности. Подобные фасоны становятся популярным сначала в Москве в 1830-е годы, потом в Туле в 1840-1850-е годы.
Самовары братьев Сомовых, соответствующие моде тех лет, охотно раскупались. Благодаря чуткому понимаю запросов покупателей, им удалось создать форму «кратер», более отвечающую актуальному тогда стилю неоклассицизма.
Фабрика была небольшой, просуществовала не так долго, однако за это время за высокое качество продукции была награждена медалью «За трудолюбие и искусство» на выставке 1861 года, проходившей под патронажем императора Александра II (на клейме его портрет, так как император входил в состав конкурсной комиссии).
В 1863 году фабрика закрылась. Возможно, это связано с отменой крепостного права, сопровождавшейся государственными поборами как с дворян, так и с крестьянства, из-за чего уровень жизни упал, цены выросли, и самоваров стали покупать меньше.
Ярким примером стиля середины XIX века является самовар-ваза «Гранная», представленная в коллекции Музея самоваров и бульоток.