Традиция дарить поздравительные открытки на Новый год и Рождество пришла в Россию из Англии. Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1843 г. По просьбе государственного чиновника Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил семью Коула за праздничным столом, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала очень популярной, но массовый выпуск подобных начался только спустя 20 лет.
Первые новогодние открытки в России появились в 1897 г. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, фотографы: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа и др. Авторство лучших новогодних дореволюционных открыток принадлежало художнице Елизавете Бём, которая создала около полусотни цветных рисунков на тему Рождества и Нового года. Её открытки выходили в серии, выпущенной Петербургским попечительным комитетом о сёстрах Красного Креста в качестве благотворительной акции для нужд больницы.
После революции Новый год и Рождество оказались под запретом. Новые власти признали Новый год и рождественскую елку буржуазными пережитками и призвали население отмечать новый год трудовыми успехами. Соответственно, исчезли и открытки. Зато появились плакаты: «Взрослые, не смущайте нас своей буржуазной елочкой!». Были даже детские демонстрации с лозунгами: «Родители, не сбивайте нас с толку! Не делайте рождества и ёлку». (Мрачные лица детей на фото говорят об обратном!)
После 1917 года выпуск поздравительных открыток был полностью прекращен. Официально празднование Рождества отменили с 1929 года, а 1 января стало обычным рабочим днем. К людям, которые в эти дни не ложились спать, даже заглядывали в окна специальные патрули, чтобы выявить нарушителей.
Однако говорить о возвращении новогодних открыток было бы преждевременно. Сначала они стали появляться в неожиданном виде. 1938 году выпускали открытки, выполненные по принципу перефотографированного рисунка, но сделанные вполне официально: с указанием цены и необходимых выходных данных.
Традиция дарить открытки возобновилась ближе к 1940-м гг. на них перестали уже изображать рождественские мотивы: новогодняя карточка стала способом пропаганды.
Массовый выпуск открыток начался с 1940-х годов. Выпускали их даже в период Великой Отечественной войны. Это был самый простой способ связи фронта с тылом, к тому же, открытка легче всего подвергалась цензуре: в отличие от письма ее не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать. Все открытки были посвящены борьбе против фашизма. Среди сюжетов было много карикатур. Уже в декабре 1941 года издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Художники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев. Несмотря на необычную трактовку привычных сюжетов (на новогодних открытках времен Великой Отечественной войны можно увидеть Деда Мороза с автоматом или с метлой, выметающим фашистов), суть новогодней открытки осталась прежней – поддержать, напомнить о том, что дома любят и ждут, заставить улыбнуться.
Огромными тиражами новогодние открытки по рисункам лучших советских художников печатал «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, ассортимент быстро расширялся: возвращались открытки со сказочными сюжетами, появлялись открытки с самолетами, поездами, новостройками, изображениями других достижений прогресса и результатов труда, неизменным спросом пользовались открытки с животными и пейзажами.
В 1980-е гг. как и в предшествующем десятилетии был очень популярен сюжет, изображающий Деда Мороза в образе почтальона. Как самостоятельный сюжет стал использоваться лесной пейзаж. А вот тема воспевания технических достижений СССР, которая была популярна в 1970-е, уже почти не встречалась. Лишь изредка поднималась тема освоения космоса. Часто можно было увидеть на открытках лесных зверят, персонажей известных мультфильмов. Некоторые художники работали в жанре натюрморта (шарики на елке) или пейзажа (зимний лес). Сказочные сюжеты и Дед Мороз со Снегурочкой часто изображались в стиле лаковой миниатюры Палеха, очень модного в то время.
Материал подготовила
Бритенкова Л.В., хранитель Музея самоваров и бульоток
Музей самоваров и бульоток
Адрес: 201 км. трассы М2 «Крым», д. Грумант, Щекинский район, Тульская область